Как вас разводит веб-дизайн?

Чтобы получить выгоду, недобросовестные создатели сайтов прибегают к манипуляциям и обманывают вас. Причем так ловко, что обман становится очевиден уже постфактум, когда вы потратили лишние деньги или установили ненужную программу. Называются такие приемы «темные паттерны«. Это способы построения интерфейса, коммуникации с пользователем, заточенные для манипулирования его поведением и восприятием. Иными словами — это дизайн сайта, созданный, чтобы обманывать пользователей.

Conjurer_Bosch

Темные паттерны могут создавать впечатление плохо спроектированного интерфейса, непродуманной структуры, но это не так. Они специально допускают «ошибки» в интерфейсе, чтобы обмануть пользователя. Давайте познакомимся с ними поближе. 

Вспомните последний раз, когда вы устанавливали какую-то программу на свой компьютер. Какие привычные действия вы совершаете при установке? Скорее всего, жмете кнопку «Далее», от начала и до конца. Вряд ли вы, устанавливая программу, хотите в то же время установить плагин в браузер и переназначить страницу поиска по умолчанию. Но если проявить внимательность, то возможно, так и произойдет.

На одном из этапов установки вы можете увидеть такой экран:

01

И если вы выберете пункт «Настройка параметров», то сможете заметить, что «Полная установка» подразумевала под собой не «Полную установку неурезанный версии приложения», а «Установку приложения» + «Установку сервисов от Яндекса»:

02

Много ли вы читаете электронных книг? Если да, то наверняка слышали о сервисе Bookmate. Оплачивая подписку на Bookmate, вы можете не сразу заметить, что при оплате Яндекс.Деньгами вам дается возможно оплатить один месяц.

03

А вот при оплате банковской картой — только согласиться с автоматическими ежемесячными (или ежегодными) платежами. То есть, чтобы оплатить один месяц пользования сервисом, вам нужно будет тратить дополнительное время и усилия, чтобы отключить ежемесячную подписку уже после оплаты.

04Не так давно один мой знакомый покупал билеты на самолет через сервис OneTwoTrip. На странице оплаты заказа он не обратил особого внимания на один из блоков, который выглядел так:

05

А должен был выглядеть так (по умолчанию должна выбираться опция, не навязывающая дополнительную услугу, и в целом этот блок на странице на скорый взгляд выглядит так, как будто выбор есть только из двух опций — что вводит пользователя в заблуждение):

06

В результате он не был достаточно внимателен и, покупая три билета, купил три страховки за 349 рублей, которые ему вообще-то не были нужны.

Больше примеров и классификацию темных паттернов вы можете найти на сайте http://www.darkpatterns.org.

Резюме

Да, используя «темные паттерны», конверсию страницы можно повысить. Но лишь за счет новых пользователей, а основную прибыль все же лучше получать с постоянных клиентов. Постоянные клиенты, увидев, что их пытаются обмануть, скорее всего перестанут пользоваться сервисом. И результатом таких манипулятивных попыток может стать ущерб репутации компании. Оно вам надо?

Если же вы пользователь — читайте внимательно условия установки программ и использования сервисов! Иначе можете столкнуться с неприятными последствиями.

А где вас накалывали подобным образом? Как обманывали? Делитесь с читателями в комментариях, чтобы никто не прошел по этим же граблям!  Давайте составим список сервисов с этими самыми темными паттернами!

Понравилась статья? Поделись с друзьями!