Как привлечь деньги в новый бизнес

Сегодня расскажу, как привлечь деньги предпринимателям новой волны. Мы разберём пример участницы бизнес-клуба Вебсарафана Мари Староверовой. Представляете, у Мари получилось найти инвестиции с первой попытки!

привлечь деньги

Зачем привлекать деньги

Есть много историй, в которых бизнес начинался «на свои», а потом захватывали рынок и привлекали внешнее финансирование на развитие. История Мари другая. На старте у нее было 0 рублей и деньги нужны были буквально с первых шагов.

Мари развивает технический стартап, который помогает крупным компаниям обучать своих сотрудников иностранному языку. Её команда разрабатывает образовательные программы, в которых сотрудники знакомятся с языком на примерах из реальной практики.

Разработать программную часть сложно и дорого. Без неё продать что-то крупным корпоративным клиентам практически невозможно. Поэтому команда Мари решила обратиться в инвестиционный фонд на самой ранней стадии. Фондов, которые инвестируют в образовательные проекты довольно много — это и президентские программы, и фонд Бортника. В общем привлечь деньги казалось простой задачей.

Как подготовить заявку

Поиск инвестиций — это настоящая работа. Нужно проанализировать предложения разных фондов, подготовить заявки и попыхтеть над документами. Но это того стоит! Привлечённые деньги не нужно возвращать — они даются предпринимателю практически бесплатно. Это лучше грабительских кредитов, правда?

Чтобы заявиться на программу крупного фонда нужно:

  1. Подробно описать свою идею
  2. Показать план развития
  3. Обозначить, куда пойдут инвестиции
  4. Аргументировать, зачем проекту деньги
  5. Доказать, что проект полезен, нужен и сможет поменять рынок

Главный KPI фондов — развитие рынка и рост экономики. Поэтому они заинтересованы в проектах, которые меняют ландшафт рынка и заставляют конкурентов шевелиться. Если вы сможете доказать, что измените ситуацию, значит вам дадут зелёный свет, и вы сможете привлечь деньги.

О чём говорить фондам

Проект Мари подал заявку в фонд и ждал ответа около 5 месяцев. Они были к этому готовы, потому что сразу понимали продолжительность срока рассмотрения. Инвесторы пригласили их на защиту проекта. После презентации было очень много практических вопросов. Спрашивали обо всём:

  1. Почему вы считаете, что ваш проект кому-то нужен
  2. Кто ваша целевая аудитория
  3. Почему вы думаете, что клиенты заплатят
  4. Как вы планируете реализовать проект технически

Инвесторы понимают, что деньги — это не панацея. Инвестиции не решат проблему отсутствия спроса, сложностей бизнес-процессов или проблем с командой. Деньги — это топливо, которое может ускорить развитие бизнеса или полностью его похоронить.

Как общаться с инвесторами

Когда общаешься с фондом важно не терять самообладание. Инвесторы оценят ваше спокойствие и рассудительность. Им нужны не эмоции, а статистика и конкретные данные. Старайтесь приводить разумные аргументы и не вступать в споры.

Главный секрет общения — не испытывать нужду. Покажите инвестору, что готовы сделать проект, даже если сейчас не получите денег. Обычно фонды заходят в проект, когда ему не нужны инвестиции. Поэтому ваша задача, доказать, что у вас всё получится и без дополнительных вливаний.

Инвесторы вкладываются в то, что точно взлетит. Они не хотят потерять деньги, поэтому ваша задача убедить их в обратном. Исхитритесь, расскажите о 100500 фондах, которые стоят к вам в очереди. Только так вы сможете показать, что инвесторы сильнее нуждаются в вас, чем вы в их деньгах.

Что делать дальше

С момента инвестиций прошло уже 5 месяцев. Пока проект значительно не продвинулся. Мари и её команда ещё не довольна результатами. Впереди семь месяцев работы на инвесторские деньги, куча отчётов и бумаг. За это время должно выкристаллизоваться понимание, что делать дальше. Вариантов может быть два:

  1. Удача. Если удастся найти крупный контракт, то получится начать зарабатывать деньги. Это означает, что бизнес-модель сработала, а гипотеза оказалась верна.
  2. Поражение. Если в течении года найти клиентов не удастся, то придётся отказаться от бизнес-проекта. Можно будет признать, что это было мертворождённое дитя, успокоиться и сконцентрироваться на новом стартапе.

Мари повезло привлечь деньги у фонда, который сделал инвестиции полностью на доверии. Здесь нет дополнительных обязательств. Деньги идут на тестирование гипотезы и проверку идеи. Фонд не входит в долю и не рассчитывает на возврат средств.

 

Лишние деньги бывают во вред. Относитесь к инвестициям как к прибыли. Если вы хотите, чтобы бизнес рос, вы же вкладываетесь в развитие, правда? Так же и здесь. Не нужно тушить инвесторскими деньгами пожары или затыкать дыры в бизнес-процессах.

Перед тем, как привлекать инвестиции подумайте глобально. Позаботьтесь об инфраструктуре, команде и бизнес-модели. Только так вы сможете приумножить полученные деньги и оставить инвестора в плюсе.

Посмотрите на свой бизнес со стороны инвестора. Попробуйте влезть «в шкуру» инвестора и беспристрастно оцените свою компанию. Дали бы вы себе деньги или нет?


Понравилась статья? Поделись с друзьями!