Как победить демонов и нанять первого сотрудника

«Были демоны, не отрицаю, но они самоликвидировались» — гордо скажет почти каждый предприниматель, которому удалось обзавестись первым сотрудником в своем проекте.

Какие демоны? Да их полно! Именно они удерживают месяцами, а иногда годами(!) нас от решения делегировать кому-то часть своих обязанностей.

Я расскажу о них, хотя, возможно, с некоторыми вы уже «старые друзья», и поделюсь рецептами их изгнания.

Никто кроме меня не сделает это также хорошо

Что самое интересное, это правда. Да-да, кто лучше мамы позаботится о ребенке? Так я сама думала в свое время и не нанимала няню. Неизвестно, сколько бы это длилось, если бы я в какой-то момент четко не осознала, что это единственно возможный в текущей ситуации способ двигаться дальше в своем развитии.

Как лечить: дождитесь ситуации, когда цейтнот приведет вас к полному истощению. Качество услуги/продукта начнет снижаться, потому что количество тарелочек, которые надо удерживать от падения, достигнет предела. Вот теперь вы готовы. Больше дел уже не утрамбовать в ваш график! На кону ваше здоровье и развитие вашего дела.

Более экологичный вариант: действовать заранее. Смириться с тем, что наемный сотрудник будет в чем-то уступать вам: в способности продавать, знании продукта, навыках структурировать. Подумайте, где подстелить соломки. Точно поможет продуманный план ввода в должность, создание шаблонов, четких техзаданий, промежуточный контроль, обучение.

Все равно опасаетесь, что сотрудник все испортит? Тогда для первого делегирования подойдут задачи, которые вы сами делаете неидеально. Или те, что вас раздражают, наводят тоску. Найдите человека, по характеру более приспособленного к такого рода работе. Здесь можно ждать даже приятного сюрприза. Наемный сотрудник может справиться с работой лучше вас!

Большая ошибка думать: «Да кому такая работа интересна?!» Люди разные. То, что не нравится вам, отлично «зайдет» другому, и наоборот.

У меня ещё не такой масштаб, чтобы нанимать сотрудников

Мысль понятная и оправданная, особенно в начале проекта. Если можешь сделать сам, зачем тратить деньги на сотрудников? Я сама себя на этом ловлю. Спасибо заботливой жизни, которая ставит меня в ситуации острой нехватки времени. Именно так три года назад я из фрилансера за пару месяцев выросла в агентство.

Секрет прост: даже если вы один и все успеваете, все равно найдутся дела, которые можно делегировать. Вы освободите себе время на более важные, генерирующие деньги задачи. Или на отдых, развитие, обучение (которое, кстати, тоже в перспективе окупится). Почти всегда можно найти человека, который сделает эту же работу дешевле.

Проверяйте себя:

  • Развивает ли меня это дело?
  • Стоит ли оно дороже, чем я могу заработать за это время?
  • Только ли я могу это сделать?

Если ответили «нет» хотя бы на один вопрос — смело делегируйте.

А как? Это очень сложно

Этот вопрос у меня был в слепой зоне в силу моей профессии. Моя работа — искать и нанимать людей, соответственно, мне кажется, что это всем понятно и просто. Но когда я начала работать с малым бизнесом, обнаружила, что проблема весьма распространенная.

Как составить вакансию? Где искать? Какие вопросы задавать? А как понять, что он тот, кто мне нужен? А как мне самой понять, кто мне нужен? А такой человек вообще есть в природе? на рынке?

Кратко на эти вопросы ответить сложно. Но в качестве «первой помощи» могу предложить такой алгоритм:

  • цель бизнеса на данном этапе;
  • что для этого нужно сделать;
  • что из этого хотите делегировать;
  • а что из этого главное;
  • какие личные качества, опыт и знания необходимы человеку, чтобы справиться с этими задачами;
  • как я могу их оценить;
  • как я пойму, что сотрудник выполняет свою работу хорошо.

Далее представьте «аватар» своего будущего сотрудника и напишите под него вакансию, чтобы ему было интересно прийти, опубликуйте там, где он обычно ищет работу.

Это, конечно, не все ограничители, которые сковывают предпринимателей, есть еще и такие:

  • А что, мне можно? Без согласования с руководством? Это характерно для людей, долгое время работавших в корпорациях.
  • Непонятно, что требовать от человека, ведь я не специалист в этой области.
  • Некогда искать и обучать, тут работа горит.
  • Уже пробовал нанимать, все придурки, нормальных людей на рынке нет.
  • У меня нет бюджета на сотрудников.
  • Я плохой руководитель, не умею управлять.
  • А вдруг он уйдет и уведет мой бизнес?
  • Надо платить налоги, оформлять трудовые договоры, — это все сложно, я в этом не разбираюсь…

Если вам интересно обсудить и этих «демонов» подробнее, ставьте + в комментариях, и я продолжу в следующей статье.

Напишите, что я упустила, какие были у вас терзания перед наймом первого сотрудника?

Автор статьи: Наталья Касаткина

  • Опыт более 10 лет в HR (в кадровом агентстве, а также в качестве внутреннего HR в крупных российских и западных компаниях).
  • Последние 3 года руководит собственным рекрутинговым агентством «HR поддержка»
Понравилась статья? Поделись с друзьями!