Как найти SMM-менеджера, если вы никогда никого не нанимали и боитесь обжечься

В октябре 2019 года я устроилась в Websarafan SMM-менеджером. Опыта ведения соцсетей у меня не было, но имелось дикое желание учиться. И вот спустя полтора года я провела первую в жизни платную консультацию по Instagram. Теперь я занимаю должность редактора, и в феврале 2021 года уже мне самой пришлось искать SMM-менеджера в команду. Расскажу подробно, как я нанимала сотрудника, и дам пошаговую инструкцию, как действовать предпринимателю или эксперту.

Составьте описание вакансии

Для начала напишите полный перечень обязанностей вашего сотрудника.

Если вам нужно ежедневно выкладывать посты в Facebook и Instagram — так и пишите. Откликнутся те, кто готов много работать.

Если вы терпеть не можете «пилить» сториз — укажите, что нужен креативный SMM-специалист. Умеющий писать сценарии для сториз и строить контентные цепочки. Или готовый научиться.

Нужно, чтобы Instagram приносил лидов и продажи, — сообщите и это.

На мой взгляд, главное, что должен уметь хороший SMM-щик, — это писать тексты. Все остальное освоит в процессе.

Добавьте в описание вакансии несколько причин, почему у вас круто работать. Вы не хвастаетесь, а привлекаете в свою «воронку» больше потенциальных кандидатов. 

Мы в Websarafan всегда пишем, что «после работы у нас вас оторвут с руками» и что «мам любим, привечаем, уважаем — сами все мамы». И то, и другое — чистая правда.

Завершите описание вакансии четким призывом к действию. Что должен сделать человек, чтобы откликнуться на вакансию: написать на e-mail, заполнить гугл-анкету или еще что-то.

Артем Газаров, основатель сети клиник «Белая радуга», в одном из выпусков «Кудашкина-шоу» на Youtube рассказал:

Объявление о вакансии, например, администратора — это большое сообщение. Где-то в конце написано, какой мы предложим оклад, а затем такие слова:  «Если вы дочитали это объявление до конца, то внимательно изучите наш сайт, напишите, чем вы могли бы усилить нашу команду и пришлите нам на e-mail этот текст как сопроводительное сообщение к своему резюме». Если человек не написал это, то я даже не смотрю его резюме. Это мгновенный фильтр: большинство кандидатов этого не делает.

У нас тоже был фильтр. Мы попросили заполнить анкету в гугл-форме, а затем написать на e-mail. Первую просьбу выполнили 63 соискателя, вторую — только 32. Почти половина кандидатов, увы, отсеялась на первом этапе из-за невнимательности.

Выкладывайте объявление в своих соцсетях и профессиональных сообществах

Основательница Websarafan Таисия Кудашкина советует компаниям и предпринимателям, которые ищут сотрудников, начинать искать в своих же каналах. У вас наверняка есть Facebook, Instagram, Telegram или рассылка, а там — сколько-то подписчиков. Выложите везде объявления о вакансии, и первые отклики будут от самых лояльных кандидатов. К вам придут люди, кому нравится ваш подход к работе, ваши ценности и миссия. 

Если соискателей мало, подумайте, где ваш потенциальный сотрудник может искать работу и опубликуйте вакансию там. Это могут быть, например:

  • профессиональные сообщества на Facebook, «ВКонтакте».
  • Telegram-каналы с вакансиями.
  • группы и чаты выпускников курсов, где обучают SMM и продвижению.

Владелец онлайн-школы испанского языка для путешественников Escuela, Андрей Гусенков, участник WBS Business Club, говорил Таисии в интервью:

Я думал, что не смогу найти SMM-менеджера, который знает испанский и пишет тексты… Но когда сформировал запрос, как научили в клубе, выложил объявление в Telegram-каналах, получил 20 откликов! Я был очень удивлен, но разослал тестовые задания, провел несколько собеседований и нашел-таки своего сотрудника.

Отправьте всем тестовые задания

Итак, я разослала 32 письма с тестовыми заданиями. Первое испытание было такое: написать пост для Instagram, используя мои тезисы. 

Чтобы развеять сомнения кандидатов, я предупредила, что их тексты нигде использованы не будут. Websarafan уважает закон об авторском праве.

Резюме на этом этапе я не смотрела. Причина простая: есть опытные соискатели, резюме как простыня, а тексты читать невозможно. И есть бриллианты без опыта, с хорошим слогом, готовые учиться и много работать. Такие люди нам и нужны.

18 человек выполнили первое тестовое. Второе задание дала такое: посмотреть фрагмент вебинара и по нему написать пост. Нам важно умение сотрудников работать с контентом. На этом этапе отсеялось еще несколько человек. Оба задания выполнили 11 кандидатов.

И вот тут-то я начала пристально, «под лупой», изучать тексты, резюме и анкеты. Отсеяла тех, у кого были орфографические ошибки и опечатки. Нам нужен грамотный SMM-специалист. Перечитала все тексты. Выбрала троих — тех, у кого тексты были самые легко читаемые, написанные живым языком, с юмором, полезные для читателя. 

Проведите два-три собеседования

С тремя «финалистами» провела собеседования Таисия Кудашкина. Задавала вопросы о предыдущем опыте (где и кем работали), об амбициях (как хотели бы расти, куда двигаться), о текстах (какие у вас «отношения» с текстами, почему занимаетесь этим, где учились и с чего начинали). 

Подготовьте заранее собственный список вопросов. Он будет у каждого свой. Подумайте: какие качества вам важны в сотруднике? Вам нужен генератор идей или дотошный исполнитель? «Смотрите, что нового узнал!» или «Как скажете, так и сделаю»?

У нас в Websarafan есть обширный чек-лист с вопросами для собеседования. В нем сформулированы конкретные вопросы, которые надо задавать, чтобы узнать, какими качествами обладает соискатель.

Например, вы хотите выяснить, насколько инициативен кандидат. Задайте ему на собеседовании такой вопрос:

— Приведите пример того, когда вы сделали больше, чем от вас ожидали, на вашей текущей работе. Какие были результаты?

Напишите в комментариях, нужно ли подробнее рассказать об этой методике, и я опубликую отдельную статью на эту тему.

Продумайте, как ваш сотрудник будет отчитываться

Когда я спустя неделю после начала работы в Websarafan увидела таблицу отчетности для SMM-менеджера, мне поплохело. Не люблю Excel и вообще таблички, но пришлось привыкать. Если не вести строгую отчетность, то вся SMM-возня — это выстрелы в пустоту.

Каждый месяц вы должны вместе с вашим SMM-щиком садиться и анализировать: какие посты зашли лучше всего, где было больше всего комментариев и почему. И, главное, что сделать в следующем месяце, чтобы повторить успех и увеличить охваты и вовлеченность.

Websarafan всегда дарит подписчикам щедрые подарки. Скачайте бесплатно шаблон таблицы отчетности для SMM-менеджера. Пользуйтесь на здоровье!

Скачать шаблон

Прикиньте, сколько вы можете платить SMM-менеджеру: какой фикс и какие бонусы

Зарплата удаленного SMM-специалиста обычно складывается из двух составляющих: фиксированная часть и бонусная часть. Фикс вы платите в зависимости от того, сколько времени сотрудник будет тратить на работу у вас.

За ведение одного Instagram-аккаунта (20 ч в неделю) в среднем по рынку сейчас платят от 15 тыс. руб. в месяц.

За работу 40 ч в неделю (ведение аккаунта плюс другие задачи) платят от 30 тыс. руб. в месяц.

Бонусная часть может рассчитываться в зависимости от количества привлеченных подписчиков, охватов или вовлеченности. Что вам важнее всего, за то и платите бонусы.

Сфокусируйтесь на продажах

Не забывайте о цели: Instagram может и должен приносить продажи. Но не требуйте их от SMM-менеджера в первые месяцы. Дайте человеку освоиться.

Многое зависит от того, как упакован ваш проект: знаете ли вы свою целевую аудиторию, ее «боли» и потребности? Понимаете ли, кто ваш идеальный клиент? Умеете ли говорить на языке клиентов? Ваш продукт — это то, что им действительно нужно?

Если вам надо разобраться с маркетинговой упаковкой, то в бизнес-клубе WBS помогают упаковывать проекты и увеличивать продажи. И нанимать SMM-менеджеров тоже помогают. С каждым предпринимателем эксперты и кураторы клуба работают индивидуально, под запрос.

Если вы готовы снять с себя надоевшую обязанность вести соцсети, хотите сосредоточиться на стратегии своего бизнеса, нажмите  «Перезвоните мне», и маркетинг-менеджер Websarafan проконсультирует, как бизнес-клуб поможет вашему бизнесу масштабироваться и увеличить продажи.

P.S.: моя эпопея с наймом закончилась успешно, чего и вам желаю. Мы нашли замечательную девушку Евгению и уже сотрудничаем. Надеюсь, что вам тоже удастся с первого раза найти «своего» человека.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!