Майк Смайл: транскрипция

Добро пожаловать в подкаст от websarafan и Таисии Кудашкиной. Откровенные диалоге о практике бизнеса и не только. Мы вскрываем наших гостей, чтобы понять, как они думают, чем живут, чтобы и нам научиться думать так же и стать такими же успешными.

 Таисия — серийный бизнесмен, основатель websarafan.ru, админ самой большой и активной группы в facebook для предпринимателей,  входит в топ- 100 женщин-предпринимателей Европы. Ее называют королевой диджитал-продвижения в России. Ну и главное, она просто обожает бизнес.  Встречайте, Таисия Кудашкина.

Добрый день, друзья! Я Таисия Кудашкина приветствую вас на Websarafan шоу. Здесь мы говорим с успешными людьми, о том, как они пришли к своему успеху, что они такого особенного знают и делают, как живут и работают. Чтобы и вас вдохновили их  истории, их опыт и вы могли тоже стать успешнее, стать лучше.

Если вам нравятся наши подкасты, зайдите пожалуйста на айтюнс — оставьте отзыв и подпишитесь там на нас, это поднимет наш подкаст выше в рейтинге и даст возможность услышать его большему количеству людей, наших с вами единомышленников.

И я напоминаю, что уже 27 июня совсем скоро стартует наш крутейший саммит по осознанности. Потому что мы с вами не только про как, но и про зачем.  Потому что нам нужен огонь внутри, который даст силу всему, что вы делаете. И этот огонь – это наши настоящие цели и желания, большие и маленькие, давайте разбудим их.  Так что приходите на саммит, нас всех ждет глубокое погружение. Регистрируйтесь…

А сегодня у нас в гостях неожиданный гость. Зовут его Майк Смайл. Майк – ведущий, цирковой артист, а самая большая его страсть – это творческие методики. Он фанат и собирает их по всему свету.  И сегодня мы будем говорить про то, как придумывать идеи, прокачивать свою креативность, разминать мозг с помощью брейн-фитнеса. Причем эти техники можно применять везде, в жизни, в бизнесе, чтобы рождать новые идеи. Так что слушайте и вдохновляйтесь

 Итак, друзья, встречаем Майка Смайла.

— Очень рада видеть вас у нас на подкасте. Скажите мне, пожалуйста, вы сейчас улыбаетесь, когда со мной разговариваете?

— Конечно. Я сейчас большую часть времени стараюсь улыбаться, потому что это влияет на внутреннее состояние человека. И как раз в данный момент на мое.

— ОК, с вашего внутреннего состояния и начнем. Будет отвечать на блиц-вопросы. Быстро, пятнадцать секунд на ответ. Первый вопрос: чем вы отличаетесь от других? В чем вы круты? Если спросить вашего друга, в чем крут Майк, что он ответит?

— Я могу спать двадцать четыре часа в сутки.

— А что вас заставляет вставать с кровати по утрам? От чего вас прет?

— Моя любимая работа.

— Что такое для вас счастье?

— Счастье это работа. Моя любимая.

— Чего вы больше всего на свете боитесь?

— Отсутствия работы и творческого кризиса.

— Кого бы вы взяли с собой на необитаемый остров?

— Андрея Миронова.

— А почему его?

— У него есть много, чему поучиться.

— Ваш девиз или цитата?

— Не стой на месте.

— Блиц закончился, теперь давайте про вас. Скажите, пожалуйста, в двух словах, чем вы занимаетесь.

— Много сфер деятельности, которыми я занимаюсь. Это жонглирование, акробатика, клоунада, которой я посвятил десять лет работы в циркепоследнее мое образование это психология – восемь лет назад, или девять, я придумал тренинг «Вау, у меня идея». И я, как фанат, собираю творческие методики по всему свету. Из всех учебных заведений, из всех университетов, которые занимаются дизайном, бизнесом, творчеством. Все методики, которые позволяют потратить короткий промежуток времени на создание новой идеи. Все остальное время я трачу на то, чтобы проводить праздники. И провожу все, кроме свадеб, потому что не люблю этот формат и не считаю его своим. А остальное все, от торжественных мероприятий, спортивных мероприятий, когда на лед надо пригласить. На лед приглашается Евгений Плющенко, Россия! Мой голос и объявляет часто всю эту ерунду.

— У тебя все так перемешано. Скажи мне, ты все-таки как кто больше себя воспринимаешь? Ты больше ведущий, цирковой артист или предприниматель?

— Ни в коем случае не предприниматель.

— Несмотря на то, что ты все время предпринимаешь что-то новое, и с этого живешь?

— Это на самом деле одна из методик творчества.

— Раз уж мы об этом заговорили, если люди выступают, которые нас слушают, что нужно сделать? Что «если бы»? Что это значит?

— Константин Сергеевич Станиславский в третьем томе своих творений описал. Главная задача актера, когда запускаются предполагаемые обстоятельства. И так запускается механизм творческого мышления. Когда ты говоришь: так, сегодня я должен вести мероприятие, организатором которого является Греф, спонсирует его. Ты понимаешь, какая аудитория будет туда приглашена, это происходит в Михайловском театре, например – и у тебя не будет возможности быть таким весельчаком, бегать по сцене, как-то все обыгрывать, внимательно следить. Там больше протокольный метод. И твоя задача – не ошибиться в произношении ни одной должности, которая будет. Ты должен это держать в себе, и при этом ты должен глаза не в папочке держать, чтобы читать следующие фамилии. Ты должен знать, как правильно произносится должность Жириновского, как его представить и на что он может отреагировать. Это большая работа над собой, когда ты представляешь, что ты представляешь, ну, полубогов, что ли. Самое главное – правильно объявить эту должность.

— А механика? Что было бы, если бы? Представить себя в чем?

— Я уже не в цирке. Я уже в другом цирке, где очень серьезные люди, и у меня что? Если бы я оказался на приеме у Владимира Владимировича Путина. Вот и все. И у меня сразу рождается: как я себя буду вести за столом, как я войду в зал, как я поприветствую всех. И мне дадут еще три минуты высказать мое мнение о ситуации на рынке нашей креативной индустрии. И как бы я это донес? Вставил бы я туда лексикон университетской гуманитарной речи, либо же я простыми словами объяснял. Понятно, когда перед тобой аудитория лояльная и разношерстная, там надо упрощать язык общения. А тут – если бы Владимир Владимирович сидел и слушал. Тогда тебе надо внятно говорить. И тратить короткое количество слов, для того, чтобы донести свою мысль, потому что там у людей каждая минута стоит больших денег.

Смайл это, естественно, псевдоним?

— Да, у меня была телевизионная программа «Улыбнись», и радио-программа на нашем петербургском радио, которая называлась «Улыбнись». И когда-то я приехал на гастроли в Японию, а у них там букв некоторых нет. Буквы «л» вообще нет. Они ее «р» заменяют.

— Они не смогли произнести твою русскую фамилию?

— Да, и когда они обращаются к тебе, очень смешно это выглядит. Поэтому было принято решение псевдоним перевести в постоянное использование. Тем более, и телевизионный проект, и радио-проект «Улыбнись», он как-то перешел на английский там – «Смайл». И, в принципе, для клоуна это было хорошо – Майкл Смайл.

— Это твое настоящее амплуа? В каком образе тебе самому поспокойнее? Вот этот шутник, или пафос?

— Все-таки шутник. Ведение праздника, ведение конференции, перезагрузка людей. Умный шутник. Такой как бы английского типа юмор, который имеет не прямое значение, а со вторым и третьим смыслом.

— Стеб?

— Нет, это не стеб. Когда ты говоришь глупость с умным лицом, для меня нет ничего приятнее. Смотреть на реакцию людей, которые не понимаю, говорил ты правду или неправду, стебался ты над этим, или ты вправду очень серьезно донес. Скорее всего, вот это амплуа ближе всего.

— А тебя не задалбывает вот это? Все привыкли тебя видеть с улыбкой, но дома ты же не такой? Ты как-то отходишь от всего того, что на сцене происходит?

— Это лучше всего спросить у детей моих. Потому что они всем рассказывают, что их папа сумасшедший. Но я вижу просто по ним, сканирую поведение, что они тоже так поступают иногда. И мне кажется, это нормально совершенно.

— Как они поступают? Я хочу вот это услышать. Они на любое событие реагируют улыбкой, позитивом?

— Смех. У нас вся семья смеется. Всегда. Смех это наш кислород, что ли. Если бы мы не смеялись, такое количество трудностей, которое одолевает детей в школе. Сегодня, уходя, он крикнул: школа – это насилие! Мальчик во второй класс пошел. И он осознает, что это насилие, ментальное такое, громадное. Но мы терпели, им надо потерпеть, тем более, когда до каникул осталось четыре дня.

— Как ты объясняешь с точки зрения смеха эту конкретную ситуацию? Насилие – как это вывернуть в сторону смеха?

— Ребенок, во-первых, не понимает, что такое настоящее насилие, когда ты не хочешь, а должен. Хотя он, в принципе, именно этим и занимается. Он не хочет идти в школу, не хочет математику и русский язык, а его заставляют насильно, и для него нет хуже, потому что вокруг его игрушки, вчера он сходил на чемпионат мира по хоккею, посмотрел воочию, как происходит настоящее соревнование, как люди въезжают в ворота. И даже два раза на камеру попал, из-за того, что он активно себя вел.

— То есть он словил кайф в другом, вообще не в русском языке и не в математике?

— Да он вообще ловит кайф от другого. Он, как и я, пишет картины. Я год назад начал писать картины. Мы ездили в Крым на пленер, писали картины.

— Как культивируешь смех? На примере практическом. У меня двое детей, я тоже хочу. Как? Может быть, какой-то вопрос задаешь в какой-то момент?

— Никакого вопроса. Это внутренняя природа, и этого быстро не объяснить. Нет никакой формулы, и никакой заготовленной шутки, чтобы поменять нешутку на шутку.

— Но может быть можно себя в состояние ввести какое-то?

— Нет. Это всегда – внимательно слушать. И слышать, что происходит вокруг. Одна из самых быстрых, которые мы часто используем в семье: как бы ты что-то ослушался? То есть тебя говорят: иди, кушай, все на столе. А ты эту фразу как бы услышал правильно, но для себя меняешь в голове: иди, слушай, котлеты в седле. И ты его переспрашиваешь, того, кто задал вопрос.

— Так, давай пример.

— Что-нибудь спроси.

— Как ты пришел к теме креативности?

— И я услышал: как я ушел от эмблемы позитивности? Получается, что я меняю все слова. Это одна из методик, которые хотелось бы использовать в жизни, и часто, она называется рефрэйминг. Когда я меняю значение немножечко, не меняя смысла. То есть смысл остается, а значение я поменял. Это несложно. Средства массовой информации работают сейчас очень усиленно на негативе. То есть каждая новость подается с негативной точки зрения. И задача методики рефрейминга по креативному мышлению – просто изменить ее. Вот, смотрите. На девятое мая бессмертный полк выходил на улицы по всей нашей стране. Даже в мире выходили. И группа террористов хотела произвести какие-то беспорядки. И нам дают: были задержаны люди, которые хотели сделать взрывы. И смотрите, как можно поменять эту информацию рефреймингом, изменить даже направление мысли. Даже сейчас, в две тысячи шестнадцатом году, бессмертный полк, люди, которых практически уже даже и нет, и мы о них помним и несем, вызывают страх у людей, которые боятся этого и хотят набедокурить. Понимаете? Я изменил значение. Полк очень сильный был тогда, потому что победил. И сейчас он тоже очень сильный и не боится людей, которые пытаются помешать этому всему. То есть уже посыл. Не то, что нас хотят запугать, хотят сделать какую-то провокацию и создать еще один информационный шум. И если во всем в жизни стараться менять значение с отрицательного на положительное. То есть не успел ты сегодня на встречу в компанию, а там сидят двенадцать человек и тебя ждут, а ты не успел по какой-то причине. Значит, это так надо было. Понятно, что можно себя убеждать сколько угодно, но можно применить рефрейминг. Я не успел сюда, но при этом у меня появилась возможность сделать то-то, а у них – обсудить то-то без меня.

— Получается, что это не только механика перестановки слов, но и концептуальная такая штука.

— Конечно. Область изменений на позитив, порою даже смысла. Вот он пришел, двойку принес. Как объяснить ребенку, что я тебя не буду ругать за двойку ни в коем случае, потому что тогда я выработаю рефлекс боязни совершения ошибки? Для творческого человека первое, что он сделает – не скажет, утаит, придумает, как скрыть. Но тогда я открою дневник и увижу, и буду еще больше зол. Либо объяснить, что двойка – это ерунда. У меня знаешь, сколько было двоек? Если я покажу тебе свой дневник, ты удивишься. Это ошибка. Вот в Японии есть великолепная система, жалко у нас ее в образовательной системе не используют. Когда подчеркивают красной ручкой в тетрадке твои ошибки, и они уже влияют. А там, в Японии, наоборот, ее выделяют красивым цветом, не красным. Вот на что тебе надо обратить внимание. Ты можешь заострить свое внимание вот на этом. Потому что если заостришь, оно будет лучше. Получается, что правило «на ошибках учатся» здесь работает. А у нас ошибки убивают. Нет права на ошибку. Видно по ребенку. Я просто работал с системой Гилфорда, детский такой есть целый образовательный курс психологии, когда ты детей учишь сразу разным видам мышления. То есть вообще различным, которые существуют. Предметно-образная, рисование, что ты видишь, что ты знаешь, ассоциативная, аналитическая, матричная.

— То есть не привязываться никак к его природным способностям, пускай развивается?

— Совершенно верно. Что не правильно мыслить, что дважды два это четыре. Что есть несколько вариантов, но их надо найти. Ну, и доказать, чтобы другие поняли. И тут очень важно, чтобы не однобоко. Есть такое понятие, вертикальное мышление творческое и горизонтальное. Вот вертикальное, это когда от точки А до точки Б ты должен дойти, только поднимаясь наверх. Выполнив один пункт, ты перейдешь к пункту два. Выполнив пункт два, ты перейдешь к пункту три. Выполнив пункт три, ты перейдешь к пункту четыре. Это такая последовательность. А мы все мыслим последовательно. Например, я тебя сейчас спрошу: представь алфавит от А до Я.

— Представила, конечно.

— А сколько там букв с закруглениями? Больших, заглавных?

— Это считать надо.

— И ты начнешь считать с А, там нет закругления.

— Пойду по порядку. А иначе я потеряю мысль.

— По порядку. Мы не можем себе представить, что тринадцать или четырнадцать букв с закруглениями, Б, В, Я. Это сложно, нам надо пройти последовательно. Так работает наше левое полушарие. А правое полушарие образно видит. Какая разница, сколько я тебе сейчас скажу? Любой букве хвостик приписал, вот она и с закруглением. Есть варианты. Дальше посчитаем, если интуиция тебе помогла, то ты попал в это количество непрямых букв. Если нет четкого условия, как я сказал, что это заглавные буквы. Но заглавные буквы-то можно написать по-разному. Можно написать линейно. А можно написать заглавную букву с завиточком в начале. С таким закруглением выходит А. Она будет круглая у меня, и попробуй со мной поспорить. Я все могу круглыми написать, даже букву Т. И вся история креативности на этом построена. Но как только нас к оценочной форме привели, мы уже боимся выполнить тот или иной результат, получив плохую оценку, потому что плохую оценку мы должны родителям рассказать, а они нас будут ругать и не купят нам чего-то. И все. Мы попадаем в зависимость от боязни принятия любого решения, которое нам хочется, которое не попадает в формат школы. И поэтому я насчет этого очень строго к детям отношусь. Пусть делают все, что хотят. Научатся они читать и писать, безусловно. Ну, не во втором классе, в третьем, в четвертом будут ровные буквы. И будут ли вообще у нас буквы с переходом на все эти гаджеты и компьютеры? Мы уже печатаем. Мы сами-то за собой наблюдаем, как мало пишем эпистолярного жанра? Понятно, что в мозгу должны происходить какие-то связи.

— Я вспомнила, что нас даже в университетах учили этой механике, когда ты последовательно предлагаешь какие-то решения друг за другом, и цепляешься за предыдущее, чтобы предложить следующее. Как научить ребенка мыслить случайно? Ты говоришь, что мысль должна метаться не по порядку.

— Есть даже термин целый, придуманный для этого всего. Эдвард де Боно, самый известный по креативности автор методики, которая принесла больше всего плодов: шесть шляп латерального мышления. Латеральное мышление это горизонтальное мышление. Когда я независимо с какой-то части начинаю проект. Вот, например, у меня проект, я получил бриф на его исполнение. Первое июня, день защиты детей. Будут и дети, и взрослые, и даже поздравления от властей города, администрации. Я получил бриф, это будет, например, площадь Дворцовая. И я могу начинать откуда угодно. С какого проекта? Если по вертикальному мышлению, я должен тогда сперва написать концепцию, утвердить ее, потом утвердить смету, потом набрать артистов. Но стоит только один пункт не выполнить… У меня не будет написан сценарий – я не буду понимать, каких артистов мне надо набрать. Поэтому концепция сценария даст мне понять набор артистов. Потом дальше я должен определить это. Потом утвердить смету.

— Сам говоришь, все друг от дружки зависит жестко.

— Да. А потом этот артист не может, этот не может, ты начинаешь подтягивать и собирать что есть. При горизонтальной форме не важно, что я сперва возьму. Позвоню в оркестр, и у меня толчком для мысли создания концепции будет оркестр. Потому что оркестр играет всего семь нот – ну, допустим, семь есть нот, с диезами и бемолями еще пять добавляется, двенадцать. И на музыке, на гармонии построю. Мне смету определили – сказали: у тебя есть сто сорок тысяч рублей, Дворцовая площадь, шесть часов активности. Тогда я должен понять, откуда я должен взять другие деньги. Я могу сперва поговорить со спонсорами: кому интересно оказаться представленными на Дворцовой площади представленными в виде отдельных площадок? И тогда у меня рождается концепция. Вдруг появится спонсор, который скажет: о, а давайте всю Дворцовую площадь уберем мягкой нежной пенкой компании тратата. И неважно тогда, мне смена становится второстепенной. Если наоборот, я спрашиваю: сколько у нас есть? Два миллиона. Тогда я позвонил Стасику Пьехе, и у меня есть хэдлайнер, который соберет определенную часть аудитории. Его любят и дети, и взрослые. Или взять Нюшу. Кого-нибудь, кто будет интересен и детям, и взрослым. Или просто: площадь мне не подходит Дворцовая. Не для детей. Лучше парк, потому что там аттракционы. И я уже могу эту концепцию перестраивать. И откуда бы я не взял, я все равно сделаю этот проект.

— Получается, что это нормально, когда ты выгрызаешь кусочками?

— Конечно. Это вполне нормально.

— Даже в серьезных проектах? Ладно, когда у тебя там весело все. Нашим слушателям наверняка кажется, что все это касается не очень серьезных проектов. А если у меня серьезный проект? Точно также эта методика применяется?

— Точно также. Все методики креативности, все до одной, кроме мозгового штурма, который имеет определенную последовательность. И то наступила мода на методику антимозгового штурма. Он приносит больше плодов, чем эта методика, которая в семидесятых годах была придумана Осборном. Там есть определенный механизм, когда собирается группа людей над софтом. Все равно его надо придумать, определить целевую аудиторию, техническую форму понять, оттестировать.

— Этот порядок понятен.

— Почему, если я могу выбрать персонажа, похожего на Масяню, но не Масяня. И тогда я уже его начинаю внедрять в эту игру или софт какой-нибудь. С любой точки можно начинать, с совершенно любой, которая двинет все остальные проекты.

— Почему это помогает? Почему так лучше?

— Смотрите. Ты загрузился и начинаешь работать. И у тебя все равно в любом проекте начинается ступор. В любой форме, в любой части проекта. Например, ступор по персонажу.

— Не можешь определить точно свою ЦА.

— Да. Надо отойти. Как говорят все творческие методики: забудь. Оно в подсознании уже варится, процесс уже запустился. Ты знаешь, что тебе это надо. Переключи сферу деятельности кардинально. Иди, помой посуду. Все, что хочешь, делай. И чем быстрее ты поменяешь кардинально сферу деятельности, тем быстрее подсознание отдаст тебе твой готовый материал на додумку. Или уже готовую идею. Произойдет инсайт. Есть целая методика, которая называется «Автобус, кровать, ванна». Когда все идеи рождаются где-то вовне. В ванне у Архимеда, в кровати, когда ты ложишься, или в проснувшемся состоянии тебе этот инсайт открывается, эврика твоя. Либо в автобусе, когда ты вообще отключен. Ты в другом фоновом варианте. Ты сидел за компьютерным столом, весь погруженный в процесс, и тебе не находятся эти сводные данные, все, закрывай, зачем париться. Понятно, что тебе три часа до сдачи, у тебя дедлайн уже стоит. А ты переключился и пошел в парк погулять.

— То есть механика состоит в том, что ты пробуешь эти три разных варианта – автобус, кровать и ванну? И где-нибудь что-нибудь приходит, да?

— Нет, это образно. Ты просто должен поменять. Пойти в парк и найти божью коровку. Ты ищешь божью коровку, и в этот момент тебе приходит инсайт на твое внутреннее, которое работает из подсознания.

— Есть ли какой-нибудь способ, чтобы запустить это подсознание? Чтобы оно работало над этой задачей? Или как? Перед тем, как пошел гулять, загрузить эту задачу в мозг?

— Конечно. Так и надо. Ты получил бриф, получил задание, поработал над ним пятнадцать-двадцать минут, и ты только дошел до варианта ступора, когда все, встал. Оно начинает затягивать. Дальше мы в компьютере начинаем искать информацию. А там все так подстроено, что оно подкладывает тебе, что ты искал когда-то, отвлекающие факторы работают, тебя перекидывает туда, туда, туда, и у тебя еще восемь дел появляются, которые не доделаны. Поэтому, если ты усиленно работаешь с заданием, получил полный бриф, собрал максимум информации, которой тебе достаточно для того, чтобы его произвести – меняй сферу деятельности. В этот же момент. Иди погуляй. Помой посуду. Постирай белье. Вымой полы. И при этом ты получишь кратчайший вариант. Люди часто это не используют. Большинство не использует. Потому что они считают, что, сидя за столом, они сделают больше. А результата получается, к сожалению, меньше.

 

-Давай поговорим про стратегии креативности. Сколько их вообще у тебя? Как их применять?

— Их на данный момент у меня около пятидесяти. Креативные методики это вообще способы стимуляции творческого мышления с помощью различных алгоритмов. То есть для той или иной идеи существует та или иная методика. И таких методик на данный момент у меня собрано более пятидесяти.

— Получается, что ты выбираешь методику в зависимости от типа задачи?

— Совершенно верно. Выбираешь, с какой работать. Но для этого ты должен знать, как и какие результаты приносит эта методика. Например, есть методика Артемия Лебедева, если набрать «матрица идей», то ты сразу выскочишь на его матрицу идей, когда совмещаешь одно с другим и получается третье, на что ты своим умом не выскочишь. Например, мне надо подумать, каким должен быть шоколад. Я работаю с шоколадом, с новым продуктом. И я завожу туда слово «шоколад», а мне уже матрица идей выкидывает огромное количество прилагательных, каким он может быть. Легкий, кислый, зеленый, прозрачный. И совмещение – прозрачный шоколад – должно меня сразу выводить на третью ассоциацию. Или дальше искать. Прозрачный шоколад, что в нем может быть прозрачного? Обертка, подача, чтобы люди видели его и хотели уже взять, чтобы он не был скрыт рекламным блоком оболочки или блестящей фольгой. Как тогда ее сделать? И у меня запускается вариант нового продукта, как его оформить. Так работает матрица идей. Когда я беру одно и беру другое. Например, телевизор и лягушка. Совершенно два несовместимых объекта. Совершенно. Но они породили на свет пульт для переключения программ. Потому что лягушка прыгает, а в телевизоре есть каналы, она прыгает по каналам, получился пульт. Это сложно. Но пример, который я сейчас привел, является основополагающим, и с него началась методика, которая называется «Идея плюс идея». То есть, чтобы получить что-то новое, надо взять старое, работающее, и совместить с другим, тоже работающим, но совершенно разных сфер. И чем дальше между ними будет связь, тем лучше может получиться третий важный вариант.

Есть целая методика, «Поиск Оракула» называется. Ты просто берешь книгу, как мы раньше гадали, помнишь? Книгу с полки снимаешь, страница тридцать четыре, строка пятнадцатая. Открыл, пальцем нажал, и читаешь, что там написано. И тебе там написана ассоциация, на которую ты не выйдешь, если будешь мысленно процессом заниматься. Твой мозг настолько боится этого всего. А тут тебе дано, например: «и босые ноги прошли по траве». Ты думаешь: что с этим делать дальше? А у меня совещание. Почему бы мне не провести совещание на крыше, если у нас есть выход на крыше, и снять ботинки, то есть босиком. Я знаю, что хождение босиком за пятнадцать минут приводит мозг к альфа-состоянию, опускает его активность до частоты девять герц в секунду. И это нормально. И тогда люди будут выброшены из состояния привычного комфорта, из своей обуви. Мы сидим на свежем воздухе и обсуждаем свежие решения этой недели. И совещание идет по-новому. Я в Швейцарии видел: проходит совещание на улице, не в офисе. Стол, минеральная вода, люди сидят на полянке.

— Можно применять такую штуку все время?

— Конечно. Чтобы не стоять на месте. Это как раз для людей, стремящихся к движению, к развитию, к самопознанию. Для тех, кто хочет, может, пробует, умеет, мечтает, решает. Или для тех, кто застрял, устал, выдохся, потерял, отстал. Это «Матрица идей». В нее же входит «Поиск оракула», когда предложение вычитываешь, и оно уже тебя двигает. Совмещаешь со своим проектом, находишь ассоциативную связь. Что связывает то, над чем ты думаешь, с тем, что ты прочел. И находишь вариант, нужный для тебя. И он должен обладать новизной. Потому что ты ищешь новое что-то. Туда же относится, , «Серфинг по кнопкам», есть такая методика, когда телевизор тебе в помощь становится. Ты пишешь вопрос: что, кто, где и предмет. И если ты работаешь над концепцией, например, праздника какого-то, события, или тебе надо провести конференцию в каком-то непривычном ключе, потому что стандартные конференции уже утомили немножечко. И ты тогда делаешь следующее: просто тупо включаешь телевизор. Первая картинка: на первом канале тебе показано действие какое-то. На острове кто-то бредет по песку. И ты пишешь: что – ничего. То есть отдых, пустота, состояние. Потом – кто? Включил – ребенок попался тебе. Где? Либо остров, либо это город, мегацентр, ключевое, кипящее событие. И дальше ты начинаешь этими вопросами жонглировать, искать между ними связь определенную. И эта связь обязательно, неминуемо найдется. То есть ты, находя эту связь, напишешь уже спокойненько предложение для этой концепции.

— Ты только что употребил слово «жонглировать». Получается, что ты пришел к креативности, потому что как-то это связано с твоей изначальной профессией? Так, нет?

— Один из моих новых проектов, который запущен в интернете. Но вообще я доказал, что люди, которые жонглируют, они умные. И я заметил, что все профессиональные жонглеры обладают хорошим зрением. У меня в моем таком уже нормальном возрасте зрение один-один. Притом, что я сижу тоже в гаджетах.

— Может быть, изначально идут в эту профессию те, у кого хорошее зрение?

— Скорее всего. Может быть, и так. Но когда ты жонглируешь, у тебя глаз постоянно разминается. Мышца глазного яблока работает. Вверх, вниз, дальнее расстояние, ближнее, от шарика к объекту. У нас в цирковом училище было упражнение: вешаешь газету на стену, жонглируешь и читаешь. То есть отношение к мячам, булавам, кольцам – что у тебя в руках, оно второстепенное. Главное – на объект, на зрителя. И тогда появляется легкость. То есть я не зациклен на предметах. И моторика рук уже вырабатывает эту четкость восприятия. При этом я понимаю, что внутреннее зрение мое фиксирует, куда летит предмет, я его закинул, мне его надо подработать, поймать, если он ушел влево или вправо, подальше от тела. То есть это целый процесс такой. И нейронные связи. Проходило целое исследование, два года назад было, в Германии. Взяли группу из двухсот человек, которых научили жонглировать. И группу контрольную, которая ничем не училась. Просто студенты, учились и учились. И через два месяца обучения жонглированию у них стал тяжелее мозг. В объеме он добавил порядка четырех процентов. Потрясающе. Нейронные связи появились. Но потом, через полгода, эти люди ничего не делали, не продолжили жонглировать, вернулись к своей жизни, и, к сожалению, исследование показало, что опять мозг потерял тот объем, который он наработал. Это как мышца. И часто используют такое выражение, сейчас мозг-то больше исследуют люди, что мозг это мышца, его надо тренировать. Вот брейн-фитнес – мы еще к этому сегодня вернемся – как раз тренирует мозг во всех направлениях, и это обязательно надо делать. Вот жонглирование, наверное, как-то повлияло, может, есть какая-то далекая связь между этим. Поэтому я сейчас выпустил мастер-класс по жонглированию.

— Давай возвращаться с тобой к стратегиям развития креативности. Еще есть что-то про покопаться в себе? Я люблю копаться в себе.

— Если заканчивать с методиками, то копаться в себе нужно всю жизнь. Когда ты встаешь утром и тебе надо идти на работу, он уже все знает. Мозг вообще трус, особенно правое полушарие. А левое все структурирует. Тебе надо встать, позавтракать, тапочки вот здесь, сразу их надеть, потому что пол холодный. Щеточку положи туда, пасту выдави и закрой, потому что она высохнет. Иди вот этой дорогой, потому что ты тогда не опоздаешь, тебе идти ровно семнадцать минут до работы. И ты видишь даже не ту картинку, которая есть вокруг тебя. Она уже нарисована в мозгу, заранее. А для творческого человека важно выбирать другие пути. Почему хорошо проходят тренинги по креативности в Милане где-нибудь, в Праге? В музее каком-нибудь? Когда ломаешь этот привычный стереотип. У тебя немножко оголены все твои пять чувств, другие вибрации возникают. В другой стране ты по-другому воспринимаешь запахи, по-другому воспринимаешь звуки, потому что иностранная речь окружает тебя, и ты не можешь прислушаться. А тем более, если взять город любой, например, Барселону, где многоголосье, ты за одну секунду услышишь там четыре языка: каталонский, испанский, английский и арабский. Это тебя выбивает и не дает возможности заранее прогнозировать, как произойдет все. Все исследования показывают, что самые лучшие изобретения были человеком сделаны, когда у него подключены все пять чувств. Целая методика, которая посвящена этому, «Пять чувств» она называется или «Синестезия». Например, Малевич. Какой он был художник? Он концептуально работал с цветом либо китч использовал. А я могу подумать: каким бы он был музыкантом? Какие бы он композиции писал музыкальные? Вот стилистика работы с цветом – черный цвет, нарисовал «Черный квадрат» и этим вызвал восторг. Какую бы он музыку писал?

— Какую-то рваную, мне кажется, громоздкую. У меня такое ощущение.

— Может быть, вполне. А может быть, наоборот, выходя из «Черного квадрата» он бы все построил на одной гармонии, одном квадрате музыкальном, из одного скромного аскетичного аккорда. И этот аккорд бы прошел через все представление, как черный цвет, только не минорный, а мажорный, потому что в нем много насыщенности. И одним аккордом он обыграл все произведение. То есть тут заставляет тебя немножко фантазировать. Или наоборот, Рахманинов. Или Прокофьев наш, математик музыки. Каким бы он был художником? Наверное, графиком. И ты в жизни должен всегда находить разные вкусы. Почему у нас нет культуры винопития? Потому что мы не понимаем вкусов вина. Это кисло-сладкое, к чему? Мы не знаем, что итальянцы сделали более восьмидесяти процентов вин для того, чтобы только подчеркивать, что ты ешь. Это кисло-сладкое вино нужно, чтобы подчеркивать стейк, который ты ешь. Или курицу, которую ты ешь. И уже в качестве аперитива – мы с тобой сели у камина и выпьем по бокальчику – такое вино не подойдет. Но мы-то этого не знаем.

. Мы должны развивать эти пять чувств. Даже при обычной еде мы уже должны тренировать мозг. Мы должны определять запахи. Как оно пахнет, чем оно пахнет, это блюдо, есть ли в нем цвет. В Индии, в каждой тарелке, которую ты там вкушаешь, там пять-шесть цветов.

— И вообще в Индии мне нравится, что у них на одной тарелке не одно блюдо, а может быть сразу десять понемножку.

— Для чего это делается? Стимулирование головного мозга. Рецепторов вкусовых, которые во рту, зрительных, которые у тебя в глазах. На трех уровнях, как минимум. Потому что разный цвет и разный вкус. У нас вся еда соленая, в принципе, безвкусная. Русская кухня она странная. Но индийская, бенгальская – да, она великолепна. Потому что ты сразу считываешь несколько вкусов. Даже просто долька апельсина нужна и для цвета и для вкуса, лежащая у тебя на куске риса или в какой-нибудь лепешке.

— Давай теперь про брейн-фитнес поговорим. Я поняла, что это нужно, что это какие-то новые грани для нас открывает. — Да огромное количество упражнений. Которые я в свое время и придумал, и где-то подсмотрел, адаптировал, которые существуют, как брейн-фитнес пожизненный. Например, с утра читай наоборот. С утра выходишь в город или едешь на работу, читай все надписи, которые тебе встречаются, наоборот. И получишь огромное удовольствие. Потому что, во-первых, это сложно, а во-вторых, это русские слова, русская речь, но она звучит так невыразительно, так сложно иногда. Даже рекламные названия магазинов очень звучат смешно, и у тебя вызывают сразу улыбку. Ты начинаешь иногда даже ржать в открытую от несоответствия того, что ты видишь, с тем, что ты прочел. Это становится очень хорошей игрой. Если все начинать читать наоборот, ровно через день у тебя увеличится скорость чтения в обычном направлении.

— С ребенком читаешь наоборот?

— Да. И это очень смешно. И с ребенком, и когда один иду, это становится уже такой привычкой. Вот одно из упражнений – читай наоборот. Потом очень хорошее упражнение – час безмолвия. Вот ты приходишь на работу – и час ты должен промолчать. Ну, ты не должен быть таким молчаливым и отвечать всем: отойдите, мне надо помолчать. А можешь отвечать только «да» и «нет». Это не спасает ситуацию, если ты отвечаешь «да» и «нет». Ровно через пять минут тебя начинают задалбывать все. Они не понимают, что происходит. У тебя плохое настроение? Ты: нет. Ты увидишь, насколько этот вопрос всех начнет волновать. И ты посмотришь, насколько по-другому начинает действовать. И ты начинаешь слышать. И это тоже работа брейн-фитнеса, работа головного мозга. Потому что твой рот не производит никаких вибраций, и ты просто тупо слушаешь. И у тебя освободился один орган чувств. И это прекрасно. Как только ты отключаешь один орган чувств, у тебя сразу же начинает работать другой усиленно. Есть еще закрытые глаза. Сегодня вечером попробуй. Пойдешь в душ – выключи свет в ванной. До момента, как ты зашла в ванную. И в ванной сам процесс. Надо нащупать зубную щетку, выдавить пасту. Взять гель или шампунь. А шампунь ты взял или гель? И вроде бы помнишь, что здесь стоял шампунь. Тебе надо его понюхать. А пахнет он по-другому. Когда ты начинаешь свое тело мыть, тоже совершенно другие ощущения. В жизни ты сканируешь глазами, тактильно уже по-другому. У тебя усилены сейчас тактильные впечатления. Это очень круто. Самое простое упражнение, но оно работает. Потом – стоишь в очереди, и в кармане все равно есть монеты. И ты должен на ощупь понять, какая это монета. Десять рублей? Орел или решка? Многие замечают, выполняя это упражнение, что тактильность и есть в руках. Они ощущают шероховатость, тепло, холодно. Но дальше очень трудно. Все применяют разные способы. Ага, огранка по боку это десять рублей. А если взять и евро кинуть, центы, еще сложнее. Потому что где у него орел, а где решка? И ты отрабатываешь эту активность тонкой сенсорики на кончиках пальцев.

Тут работает именно тактильность. Интуиция даже. Простраивается сразу в мозгу новый канал, появляются новые нейронные связи. И когда ты касаешься руки человека – например, противоположного пола – и ты определяешь: холодная, теплая, волнительная, нежная. То есть ты можешь сразу считать только по одному прикосновению. Прекрасный фильм про слепого генерала, когда человек без зрения мог рассказать о женщине, которая подошла к нему, больше, чем зрячий человек. Это феноменально. «Запах женщины.

— Итак, друзья. Майк дал нам кучу техник,  и сейчас я пробегусь по ним еще раз, повторю, чтобы вы лучше запомнили.

Первая методика – рефрэйминг. Слово «рефрейминг» появилось от глагола «reframe», означающего «вставить в новую рамку (ту же картину)», «вставить в ту же рамку (новую картину)», «заново приспособить», «по-новому формулировать». Эта методика позволяет отойти от стереотипов и посмотреть на происходящее по-новому. Еще она помогает поменять минус на плюс, а негатив – на позитив.

Два. Метод шести шляп, который придумал Эдвард де Боно.  Его используют British Airways, IBM, Pepsico, DuPont. В основе метода лежит концепция параллельного мышления, когда разные подходы и идеи сосуществуют, а не сталкиваются лбами. Это такой способ структурировать творческий штурм, если применять его в команде, и творческий процесс, если вы применяете его в одиночку.  Вы как будто надеваете по очереди шляпы и оцениваете ситуацию под этим углом. Белая шляпа – это факты и цифры, красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция, желтая шляпа – позитивная, черная шляпа – критическая и пессимистическая, синяя шляпа – для реализации идей.

Следующий метод «Автобус, кровать, ванна».  Как известно, все лучшие идеи рождаются в состоянии переключения. Так что получили вы задачу, поработали над ней какое-то время, собрали информацию, и как только почувствовали, что все, ступор, сразу выключайте компьютер и идите погуляйте, помойте пол или посуду, походите по парку, поищите там божью коровку. Словом, отпустите мозг на волю, он переварит информацию и выдаст вам решение.

Еще методика  «Идея плюс идея». То есть, чтобы получить что-то новое, надо взять старое, работающее, и совместить с другим, тоже работающим, но совершенно разных сфер. И чем дальше между ними будет связь, тем лучше может получиться третий важный вариант. Кстати считается, что в основе гениальности лежит умение сочетать по-новому хорошо знакомые вещи.

Следующий метод «Поиск Оракула». Вот у вас задача. Берете книгу, открываете наугад страницу и строчку.  И дальше вы пытаетесь привязать полученную ассоциацию с вашей задачей. Например, «ходить босиком» и совещание. И проводите совещание на лужайке.

Метод «Серфинг по кнопкам. Например, вы работаете над концепцией конференции. Пишете вопросы:  что, кто, где и предмет. Потом начинаете щелкать каналами наугад. Первая картинка:  видите на острове кто-то бредет по песку. И вы пишете: что- ничего, отдых, пустота.  Потом – кто? Включили – ребенок попался. Где? Либо остров, либо это город, мегаполис, ключевое, кипящее событие. И дальше вы начинаете этими вопросами жонглировать, искать между ними связь определенную. И на основе этой связи выстраиваете концепцию.

Методика  «Пять чувств» она называется или «Синестезия».  Возьмите известного художника, например, Малевич. Представьте, каким бы он был музыкантом. Или наоборот, Чайковский, каким был бы художником.

И вот несколько методик брейн-фитнеса:

читайте слова наоборот, это кстати увеличивает скорость чтения обычного.

Устройте час безмолвия, то есть не говорите ни с кем, а только отвечаете «да» и «нет».

Отключите один из органов чувств, например, вечером выключите свет в ванной и наощупь почистите зубы, примите душ.

Стоите в очереди, определите наощупь, какая монета лежит в кармане. Это развиваем тонкую сенсорику.

Вот такие методы рассказал нам Майк, а вы используйте, применяйте, качайте ваш мозг. А мы вернемся к Майку.  Майк, посоветуй нам книги, блоги, фильмы, ресурсы для прокачки креативности.

— Мозготренажер есть один. И есть Neuro. Вот эта программа Neuro, она дает возможность тренировать разное. На логику, на запоминание, на развитие памяти, на внимательность.

Я рекомендую тем, у кого секундочка свободная появилась, не забивать ее проверкой вконтакте, пришло тебе чего-нибудь или не пришло. NeuroNation называется эта программа. Вот она как раз мозготренажер. Она бесплатная и очень качественная. У тебя улучшается память, у тебя внимательность улучшается. Активность какая-то мозговая. Самое главное, простроить новые связи в мозгу.

— А ты встраиваешь все эти механики в свое расписание? Давай вообще поговорим про твое расписание. Оно у тебя есть? Ты живешь по рутине какой-то?

— Нет, совершенно. Рутины у меня нет. Вот как я занялся духовным развитием, никакой рутины, потому что я понял, что жизнь это не работа, а наслаждение тем, что происходит вокруг тебя. И как только ты внутри создал эту форму наслаждения, что ты живешь ради того, чтобы не работать, а ради того, чтобы жить.

— Может быть, и для жизни у тебя есть какое-то расписание. Встаешь, например, в одно время, что-то делаешь каждый день.

— Спонтанно. То есть, если вам рассказать мое расписание на неделю, то многие ужаснутся. Сегодня я с вами поболтал, завтра у меня поезд в Москву, из Москвы поезд в Тулу, в Туле у меня одно дело на два часа, я опять сел на поезд, вернулся сюда. Прилетел девятнадцатого, двадцатого уже провел огромный праздник для айтишников. В пять часов – в Барселону. В Барселоне провел мероприятие на три дня, улетел в Италию.

— Когда ты с семьей общаешься, скажи мне, пожалуйста?

— Чаще я выхватываю семью с собой. И эта неделя состоит: я провел праздник, я встретился по бизнесу, я провел в Барселоне тренинг по креативности двухдневный, а в Италии я являюсь зрителем на чемпионате мира среди фокусников. То есть это совершенно разные направления, и они не дают возможности мне выгорать.

— Это кстати хороший вопрос. То есть это то, где ты берешь свою энергию? Я у тебя как раз хотела спросить, что является источником твоей энергии?

— Секс обоюдно оргазмический.

— Ты первый вообще эксперт, спикер, кто мне сказал это так прямо вообще. Все начинают говорить там – йога.

— Самый быстрый вариант это секс с любимым человеком. Потому что ты обновляешься, обнуляешься и становишься новым человеком. После критичных каких-то мероприятий – единственный выход. Русская баня на втором месте у меня стоит.

— Получается, что секс или русская баня это способ сбросить пар? И почему именно после мероприятий?

На мероприятии ты очень много схватываешь энергии. Я очень много работал с энергией в свое время. На протяжении, наверное, лет десяти была профессия – проведение праздников городов, карнавалов. Я карнавальный посол России, представлял наши карнавалы в Европе. И работа с аудиторией в двенадцать-пятнадцать тысяч человек это самое маленькое. Город Смоленск – сорок тысяч человек. На площадь приходит двадцать. Город Липецк в День металлурга – семьдесят пять тысяч человек. Город Петербург – на Дворцовой площади сто двадцать тысяч человек на праздник города, когда я карнавалы вел петербургские. И твоя задача на протяжении шести-семи часов провести это все. И энергии становится очень много. Потому что, чтобы завладеть этой аудиторией, тебе надо очень много отдать. И при этом ты получаешь в ответку очень много обратной эмоциональной энергии.

— Секс для тебя это метод отдать переизбыток энергии, которая у тебя скопилась. А если наоборот, если ее нет, где ее взять? Какой метод ты используешь?

— Одиночество, метод есть такой. Випассана, когда молчишь и гонишь все мысли из головы. Задача освободить, чтобы в голове был белый шум. Ни одной мысли.

— Медитацию нужно практиковать. Так, мне кажется, с бухты-барахты не получится выгнать все из головы.

— Когда ты уезжаешь на десятидневный курс випассаны, это работает. Это сразу обнуляет тебя. Ты сразу становишься человеком. Потому что мысли и обработка этих мыслей, которые появляются в твоей голове, очень много забирают энергии.

Випассана – это такой вид медитации, одна из самых древних техник освобождения души и тела от мыслей, от шума в голове, способ услышать себя настоящего. Происходит она, конечно, из Индии. Есть несколько разных методик, одна из них сводится к тому, что вы в течение 10 дней ни с кем не разговариваете, отключаетесь от контактов с внешним миром и погружаетесь в себя. И вот это молчание помогает вам увидеть, что происходит внутри. Конечно, это надо делать все под руководством. Випассану практикует, кстати Павел Кочкин, который ведет курсы по поиску предзначения. Вот Майк Смайл тоже. В общем, берите на вооружение, но с умом. А мы вернемся к Майку. Майк, что еще посоветуешь.

 

Есть, кстати, одна методика, которая снимает часть проблем, это утренние записи. Когда ты утром встаешь и просто выписываешь, что у тебя есть в голове. Все, что приходит. Утром встаешь, шесть-семь листов ты должен выписать.

Когда ты выписываешься, и все проблемы, с которыми ты встал с утра, уходят на нет. То есть ты их не только проговорил и ментально продумал, но ты их выписал на бумагу. А раз выписал на бумагу, сработал другой визуальный ряд. То есть ты подключил на двух уровнях: подумал, увидел и прописал. Еще и действие сделал рукою. Поэтому ты от них как бы избавился. Они уже тебя не тяготят. И у тебя голова освобождается.

-Я очень люблю эту методику утренних страниц. У нас кстати тоже много кто ее советует, Павел Колодяжный, например, Даниил Гридин, Дарья Кутузова, подкасты с ними, если вдруг не слышали,  вы найдете на блог вебсарафан he в разделе подкасты. Я сама ее постоянно использую.  Майк, как ты делаешь: просто так пишешь или на какой-то вопрос отвечаешь? Мне здесь всегда сложно начать именно. Потому что нет структуры, просто бери и пиши. И человек затыкается на пустом листе.

— Ну и пиши: мне трудно писать, потому что я не знаю, о чем писать, это глупость такая. И дальше рука у тебя начинает уже подключаться, мозг ловит этот механизм, и ты всю проблемную часть выписываешь. Мне кажется, глупый человек придумал это, хотя не знаю, ее книги раскупаются миллионами, может быть, я тогда глупый, раз не могу понять этого, но я пытаюсь, этими утренними записями, я пишу уже неделю, а никакого результата я не вижу… И ты все это должен писать, всю чушь, которая в башке. Все это надо писать, и это очень круто работает. Показывает результат. У меня на тренинге онлай-обучения «Выживут только творцы» как раз эта методика первой дается. И заставляем месяц каждый день людей писать по пять-шесть страниц. И не возвращаться. Самая главная задача – их не перечитывать. Потому что там помойка. Ты выкидываешь свои ненужные мысли, ненужные проблемы в помойку, и зачем рыться там?

— Я по-другому немножко утренние страницы делаю, интересно попробовать, как ты говоришь. У меня есть какие-то цели долгосрочные, пять штук на год, и я их прописываю.

— Нет, это ошибка. Смотри, полностью выписываешь все, что тебя мучает и проблемное здесь и сейчас. Сон приснился, я не знаю, как его интерпретировать, и зачем я ехал на слоне и держался за его большие уши грязные. Все это пишешь. Какая чушь, и эта ручка мне вообще не нравится, этот цвет мне не нравится. То есть вообще не касаясь своего проекта. И когда же я займусь своим проектом, не знаю, у меня месяц остается до его сдачи, а у меня еще ничего не готово – все это можешь выписывать, но только не проект. Высвободилась от этой отрицаловки, позавтракала, сходила в душ, или сходила в душ и позавтракала, и дальше ты занимаешься своим проектом. У тебя в мозгу уже освобождено пространство для приема позитивной информации.

— Что еще ты используешь?

— Работа со снами. Это тоже важно. Мы во сне находимся одну треть жизни.

— А что такое работа со снами?

— Ты работаешь над проектом, либо над чем-то думаешь мыслительным. Ты с вечера должен правильно задать вопрос, несколько раз сформулировать и дать задачу подсознанию, прямо в приказном порядке. И дальше утром надо завести будильничек на полчаса пораньше. И он тебя разбудит, но не вставать. Он прозвенел, ты выключил будильник, и дальше ты начинаешь в этом дремотном состоянии считывать. У тебя огромное количество будет видений. И вот эти видения надо уметь зафиксировать. Просто записать. И дальше эти видения с твоим проектом совместить.

— Короче говоря, полчаса в дреме понаходиться, потом встать и срочно записать, даже если это кажется, что не имеет отношения к вопросу?

— Можно даже в дреме встать и найти усилие проснуться, и держать блокнот под подушкой. Многие так делают. Записывают. Либо на диктофон надиктовать и продолжать дальше дремать. Потому что это очень важно. Если ты думаешь, что запомнишь это все, ровно через шесть секунд, как ты открыл глаза, ты забудешь.

— И что с этим делать? Даже если это не относится, напрямую не отвечает на вопрос? Или отвечает?

— Отвечает, в том-то и дело. У меня знакомая психолог, Екатерина Филонова, в Москве с которой познакомились и первые тренинги делали как раз по такой странности для деловых людей. Она работает сейчас с политиками, с теми, кто выдвигается на предвыборную компанию, работает полностью со снами. И выстраивает, слушает и заставляет людей слушать свои сны. Там другой язык. Там, к сожалению, очень другой, образный язык, который нам надо расшифровать и превратить в логичный. И это целая работа. Это целая методика и, опять же, упражнение для работы с головным мозгом, творческой стимуляции. Работа со снами.

— Что ты сейчас читаешь, скажи нам напоследок? Или давай лучше не так. Какая книга тебя однозначно изменила к лучшему, и ты рекомендуешь ее предпринимателям к прочтению?

— Последнее, что я всем рекомендую, это Алессандро Баррико. Я для себя открыл этого итальянца удивительного, который мне напомнил Набокова. Красивый. Может быть, еще перевод очень качественный.

— Это художественная литература?

— Это художественная литература. Рассказ «Море-океан», когда первые тридцать восемь страниц надо просто терпеть. Потому что такое ассоциативно-образное мышление там, из одного образа в другой, тебя начинает просто укачивать оттого, что одна мысль, насколько глубокая, пересекает другую глубокую мысль уже из другого. И дальше, если ты перетерпел, начинаешь получать удовольствие. Эту книгу надо читать, давать другому почитать, и потом долго сидеть у камина с бокалом вина и обсуждать. И потом у него много рассказов, я уже прочел «Шелк», например. В одном из рассказов использован главный герой, который читал книгу. И он написал после этого романа книгу, которую читал тот главный герой, она была просто вымышленной. Пришлось эту книгу написать. Вот сейчас «Вино. Полный справочник», Оз Кларк написал, эксперт английский. Про вино: как оно произрастает, как оно превращается в напиток, как его понять, как принять.

— Ты его читаешь как журнал, как альбом?

— Нет, я его читаю как художественную литературу и научную литературу. Как работу над собой. Чтобы, опять же, еще больше сделать активными нос, рот, рецепторы, которые находятся во рту, зрение, оттенки. Одна из методик, упражнение для брейн-фитнеса, это читать журнал, который ты никогда не читал. Если ты женщина, возьми технический журнал про автомобили. И просто углубись. Фокусировка это называется на этой теме. Охота и рыболовство. Это интересно, это затягивает. Не надо весь читать, одну статью. Чтобы сфокусироваться и понять, что это целый мир, который ты не знаешь, но люди в этом живут и посвящают этому целую жизнь. Понятно, что мы читаем другие журналы и посвящаем себя другой бизнес-структуре. Это очень полезно – поменять и проанализировать, к чему это выводит. Что не просто попробовал: а, не пошло, ерунда какая-то. Отторжения тут не должно быть. А наоборот, четко проработать и словить свои мысли. Если это маленький кусочек, которого ты никогда в жизни не касалась, сколько еще таких вариантов, о которых ты вообще не знаешь. Мозг говорит тебе: а зачем тебе это знать? А с другой стороны, почитай, как загоняют лис или там кабанов, и это уже в бизнесе можно перенести на структуру загона клиентов. Для поиска клиентов использовать из этой практики, что тоже действенно работает.

-Ну что мои дорогие книголюбы, я напоминаю, что если вы что-то не расслышали, все ссылки мы дадим на блог вебсарафан he в разделе подкасты. Так что не волнуйтесь, все найдете и прочитаете. А мы вернемся к Майку. Майк, Обычно мы всегда в конце просим наших гостей дать напутствие предпринимателям. Наши читатели и слушатели потратили, считай, полтора часа на то, чтобы прослушать данный подкаст, и что нужно прямо встать и пойти сделать? Чтобы не зря время потерять

— Постоянные упражнения. Идти вперед. Каждый день для тебя должен быть свежий, новый. Он не должен повторять предыдущий день. Если он повторяет предыдущий день, то это форма стагнации, то есть одинаковости. Это касается и офисных работников, и предпринимателей. Движение, постоянное движение. Только так ты сможешь осознать рынок. Потому что он и обманчив, и ярок, и удивителен. И куда следующий шаг будет сделан? Надо все пробовать. Не бояться ошибок, потому что ошибки тоже чему-то учат. При хорошем анализе ошибок у тебя есть возможность больше это не повторять. Только дурак повторяет дважды и трижды одну и ту же ошибку, потому что без анализа.

-Ну что? На этой необычной ноте мы с Майком Смайлом прощаемся.  Читайте, в общем, как загоняют лис и кабанов, и это пригодится вам в бизнесе.

Что меня зацепило в этом подкасте? Во-первых, то, что Майк все время крутит предметы, ситуации, все, что происходит с ним, все, что он видит и слышит, в разные стороны, недаром он жонглер по одной из профессий. И главное, что крутит он все к хорошему. Новости, которые мы слышим, негативные, он поворачивает к позитиву, Ребенок двойку получил – тоже смотрит с хорошей стороны, я тут даже не буду вспоминать страшные истории про то, что у нас многие родители делают с родителями за двойки. Потому что верю, что среди нас таких нет.

Получается,  все, что относится к объективной реальности, которую нельзя изменить, Майк поворачивает под своим углом. Ту объективную реальность, которую можно изменить, он меняет постоянно. И нам с вами советует. Чистить зубы, принимать душ в темноте. И вроде бы мелочь, не надо никуда на тренинг ехать, бешеные деньги платить, или там в Тулу или Барселону, а представьте ,сколько острых ощущений. Да что там говорить, просто возьмите  и попробуйте.

В общем, какой-то очень жизнерадостный очень подкаст получился. Про то, что все зависит от того, под каким углом нам на все смотреть. Так что создавайте свою реальность друзья и улыбайтесь! Штурвал в ваших руках. И только вы решаете, куда плыть.

Не забудьте забрать полезности, которые мы для вас приготовили «Какие 8 показателей эффективности использовать при продвижении в инстаграм». Скачайте их на блог вебсарафан ру, в разделе подкасты, распечатайте, повесьте себе на стену и применяйте в своем аккаунте.

Если вам понравился подкаст, зайдите пожалуйста на айтюнс, оставьте там ваш отзыв и подпишитесь на нас, чтобы не пропустить следующий подкаст.  Нотификация придет вам на смартфон и вы прослушаете его первым. 

И уже совсем скоро 27 июня я жду вас на саммите по осознанности. Разберемся там с настоящими целями и желаниями, чтобы вы могли сказать: вот мои мечты, вот мои цели, вот карта, как их достичь. Регистрируйтесь…

А через неделю у нас на подкасте Олег Брагинский. Олег — бывший топ-менеджер Альфа Банка, ученый со званиями и степенями, автор учебников и патентов, один из наиболее просматриваемых людей планеты в LinkedIn, у него за плечами проекты в разных областях  от бигдата до искусственного интеллекта. Сейчас Олег Брагинский –траблшутер (решатель проблем).   Он профессионально решает сложные и даже невозможные бизнес-задачи. В общем, вот такой Леонардо да Винчи нашего времени, а если в трех словах — гений личной эффективности. У меня к нему главный вопрос, как он умудряется все это запихнуть в одну-единственную жизнь.  Вот про это  и будем говорить.

 

А я прощаюсь с вами. До встречи через неделю.

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями!