Транскрипция: Дария Бикбаева

 Добрый день, друзья! Я Таисия Кудашкина приветствую вас на Websarafan шоу. Здесь я встречаюсь с крутыми бизнесменами и настоящими лидерами. Мы говорим о том, как они пришли к успеху. Разбираем прямо по косточкам, чтобы и вы тоже могли проложить свой путь и стать успешными и счастливыми.  

А сегодня у нас Дария Бикбаева. У Дарии 5 бизнесов, 4 детей. Дария делает ивенты: свадьбы, праздники в VIP сегменте, фестивали. А еще она продюсирует таланты и написала об этом книгу «Включите сердце и мозги».

Дария работает с огромным количеством талантливых людей и она умеет видеть таланты и давать им пинок. Да-да, волшебный пинок, после которого человек просто выходит на новую орбиту.  У нее за плечами много таких кейсов.

Свои знания Дария превратила в методику, которую описала в книге. Про это мы сегодня и поговорим. Как удивить и даже заставить плакать чиновников из элиты, которых, казалось бы,  и удивить уже ничем нельзя. Почему с некоторыми из них она отказывается работать, несмотря на размер их кошелька и цифры в чеке? Как открыть  в себе таланты и разбудить творца в душе? Как превратить это в бизнес? Вот об этом мы сегодня и поговорим.

А у нас уже началась самая насыщенная конференция по Инстаграму. Наши спикеры-практики научат работать в инстаграме от создания аккаунта с нуля до лидогенерации и первых продаж и первых живых денег. Присоединяйтесь к онлайн-участию и покупайте записи: целых 15 часов практических знаний и реальных кейсов.

А мы вернемся к Дарии. Здравствуйте,  Дария. Скажите, в чем вы круты.

— Ой, у меня очень много всего того, чем я крута. Я умная, добрая и красивая, а еще я очень талантливая. Но я умею ярко, классно, интересно жить. И очень успешно жить. Еще самая большая моя уникальность в том, что я мама четырех детей. Думаю, что мало кто может похвалиться сегодня таким большим достижением. И не просто детей, а каждым из них я могу действительно поистине гордиться.

Я очень много отдыхаю. Мне кажется, что я так мало работаю, что я все время с утра до ночи отдыхаю. Что я вообще абсолютная бездельница и что надо что-то с этим делать.

 — Да-да-да, при этом расскажите нам пожалуйста, что у вас за бизнесы и сколько их?

— Ну официальных у меня четыре, но вообще у меня их намного больше, мне кажется. Один из самых первых был создан еще в 16 лет, это концертное агентство «Сабантуй», которое до сих пор существует и очень успешно работает. Это организация, которая занимается организацией событий для крупных политиков, чиновников и таких образующих предприятий республики Татарстан. Ближайшее у нас — это Татнефть — Новый год, АкБарс Банк и так далее. Потому что я сама оттуда, я там жила с 7 до недавнего времени и поэтому очень долго была ориентирована только на Татарстан.

Второй бренд был создан чуть позже. Это был бренд — компания  «Wedding-VIP». Название говорящее на сегодня, но когда я его создавала, никто не знал, что такое wedding. Все говорили: «А что это такое?» Вот. Но сегодня это свадьбы и свадьбы для особенных персон. И этому агентству тоже уже 12 лет. И мы очень успешно работаем. Работаем по всей территории России и за рубежом для русских клиентов. То есть иногда у нас бывают двуязычные пары, но в основном все равно к нам приходит русский клиент и мы делаем либо за рубежом, либо в России, либо на территории СНГ классные, интересные свадебные проекты.

 — Сколько у вас получается свадеб в месяц? Как в чем вы измеряете? Сколько, сколько?

-Здесь я не измеряю количеством, потому что иногда их может быть 2 в месяц, 3, иногда их может быть, я не знаю, 5 в год. Да, то есть в моем случае очень важно качество, а не количество. И поэтому я имею наглость выбирать. Да, я имею наглость выбирать клиентов. И нам просто так не звонят и не говорят, можете ли вы шариками оформить за 2000 рублей. Потому что понимают, что портфолио нашего агентства говорит уже об определенной стоимости даже не то, чтобы наших услуг, а об определенном уровне того, что мы берем.

Я делаю это не ради финансов, которые я в конце получу, я их и так получаю, то есть ко мне так они, приходят, слава Богу. Я всегда себе ставлю задачу удивить и растрогать вот этого, к примеру, звезду эстрады или крупного чиновника, который смотрит на тебя: «Ну что, девочка, ну давай, удиви. Ну давай, пляши». Ну и я такая, могу — пляшу, не вопрос. И он может на меня ворчать, кричать, говорить, что он крутой и говорить, что мы все вокруг уроды, но, как правило, заканчивается мероприятие тем, что кто хотел уйти в 7 часов вечера уходит в 5 часов утра и говорит, что это самое лучшее событие в его жизни, которое он когда-либо видел.

И самые избалованные люди уходят с нашего мероприятия в 5 утра и говорят, что… сумасшедшие какие-то отзывы, жмут нам руки, дают визитки. И я очень люблю это делать, я это называю эмоциональной режиссурой. Да, любое мероприятие, любую встречу, любое эмоциональное событие в своей жизни я планирую с точки зрения эмоций, которые испытает человек в какой-то определенный момент. Какую эмоцию он испытает, когда меня встретит, да? Надо мне произвести эффект или наоборот мне надо быть незаметной мышкой. Какую эмоцию испытают все зрители, когда будут смотреть семейный портрет и признания от отца к дочери и когда там весь зал, 400 человек, независимо от возраста плачет. Я заранее знаю, что они будут плакать, потому что я делала все для этого. Не просто я такая сижу и управляю миром. А я сделала все для того, чтобы это произошло. Но после этого они должны все, наоборот, посмеяться, очень, до слез, чтобы был смех и это еще больше это их объединит, эту публику, 300 человек, которая сидит в разных концах зала.

-Дария, а расскажите пример какой-то?

 -Задача была такая, что бабушки и дедушки все жили в разных городах в Татарстане. И нам нужно было объехать всех абсолютно и, условно говоря, снять видео какое-то. Но вы представляете, что это такое, когда ты на свадьбе сидишь, а тут бабушка говорит на татарском языке: «Кызым, я тебя поздравляю». Ну в общем это долго и никому это не нужно. Даже при том, что бабушку все любят, но другой, посторонний зритель, для него это неинтересно.

А нам нужно, чтобы эмоции были у всех, а не только у молодоженов. И мы придумали такой интересный очень ход, что приехали абсолютно к каждой бабушке и дедушке, ну где-то была одна бабушка, где-то бабушка и дедушка вместе. В общей сложности 4 человека в 4 разных городах. И одна бабушка с дедушкой начинают читать молитву. Ну соответственно читать молитву про любовь и семью и начинают что-то делать с мукой. Потом вот эти старые морщинистые руки передают вот это тесто другим морщинистым рукам, и через эти руки вот это тесто оказывается в другом доме, совершенно в другом городе. И дальше другие бабушка и дедушка продолжают вот эту всю историю и дальше следующий, четвертый достает такой национальный пирожок чукмак называется, такой треугольник в Татарстане. И соответственно третий, четвертый, они достают эти горячие пирожки из духовки и соответственно заканчивают эту молитву. Ролик получился очень короткий и он был ограничен молитвой, размером молитвы, то есть 2,5 минуты. И за эти 2,5 минуты все увидели всех четверых, которые не могли приехать.

Вот и мы сделали такой ролик и в конце этого ролика внесли эти горячие треугольники молодоженам и понятно, что они…

— И все разрыдались, я вот уже сейчас готова…

 — Ну да, понятно, что это был мега-эффект и понятно, что они не ели все эти фуагры, а они с удовольствием ели все эти пирожки из печки из бабушкиной.

— Дария, вы сказали, что у вас 4 бизнеса, расскажите про остальные?

 Да, то есть есть у меня еще бизнес, который вырос опять же из мероприятий. Это фестиваль кино. Мы снимаем кино про людей и про семьи. В основном это снималось для мероприятий. Но сейчас это выросло, то есть мы снимаем отдельные портреты личностей людей, снимаем визитки. То есть через личность продаем бренд, продаем, улучшаем бизнес, так скажем и так далее. Такой формат интересный. И семейный — он вырос как раз из свадьбы, потому что я очень долго хотела, чтобы семейная фотография стала культом в семьях. И действительно мы этого добились. У нас очень многие известные семьи делают по 2-3 семейных ролика в год. Это минимальный заказ, потому что многие заказывают гораздо больше.

Ну а четвертый бизнес, который называется,  я так называюсь — Дария Бикбаева — провокатор бизнес-творчества. Этим я занимаюсь всегда, потому что я провоцирую бизнес-творчество.  Исходя из  того, что я начинала как организатор мероприятий. Получается, что когда ты организуешь мероприятия, ты сталкиваешься с огромным количеством творческих людей, разных. Один тебе делает дизайн пригласительного, например, другой его изготавливает, третий доставляет, четвертый режиссирует. И профессии все очень разные и работать с ними всегда очень сложно, потому что люди необязательные, люди с разным количеством страхов и так далее. И так как я много с ними работала, я поняла, что у меня есть уникальные методики работы с этими людьми. Я умею очень быстро, я умею из таланта…ну, во-первых, я сразу вижу талант, во-вторых, я очень быстро могу помочь ему пойти к успеху.

Я только что получила классный-классный ролик от Марины Синицкой, есть у меня такая девочка, которая…девочка-кондитер. Когда я приехала в город Челябинск, и это было год назад, плюс-минус. И я приехала в Челябинск и у меня мастер-класс на 2 дня раскладываются. В первый день я рассказываю, во второй день презентуются все ребята.

Для меня это самый лучший день, потому что я как раз объехала все СНГ и, представляете, все активные, творческие люди СНГ презентовались и рассказали о себе. Понятно откуда я теперь знаю столько талантливых людей. То есть когда сам человек подготовил про себя презентацию, вышел и рассказал.          И среди них была Марина Синицкая, которая очень классно рассказала по моей задаче кто она такая, что она хочет, что она делает, как она относится к своему бизнесу. Она на тот момент, то есть только год был ее компании, которая занимается производством тортов для событий, для свадеб, дней рождения и так далее. Но ее презентация настолько меня покорила и удивила и она при этом была настолько грамотная и настолько открытая очень и искренняя, что я предложила Марине работать со мной, работать в течение года.

Она приезжала в разные страны со своей мукой, какими-то пластмассовыми огромными конструкциями, то есть что она только не делала. Она прошла 7 кругов ада со мной, но за этот год, во-первых, она поработала во многих странах и городах. Мы создали действительно сильный бренд кондитера, который делает действительно шоу-торты и финальная точка была вот совсем недавно, когда она была очень крутая, и она говорила, что хочет сделать шоу-торт для известной звездной пары, чтобы журнал ОК напечатал ее, ее торт и эту известную звездную пару. И это была девочка из Челябинска, которую год назад никто не знал. Так вот в этом году она это сделала. Торт стоит, как она сказала, стоимость торта достигла шестизначной цифры. Я очень люблю искать таланты.

Мне достаточно сообщения В Контакте, в котором я говорю, вот пришлите мне про себя презентацию, прямо текст короткий. Я прямо говорю: «Пришлите мне одним сообщением, мне не нужно там 148».   Это должно быть или 10 картинок или 1 видеоролик и там короткий текст. И вот за это время я могу понять, талантлив человек или нет.

Мне нравится быть причастной к классным проектам, мне нравится быть причастным к классным талантливым людям. И так родился еще один мой бизнес. Но это нельзя назвать бизнесом, это скорее моя социальная деятельность. Это продюсирование талантов, это нельзя назвать бизнесом, потому что с них я не имею никаких доходов, одни расходы. Но при этом такое большое количество людей может сказать «спасибо за их такое сумасшедшее движение». И мои проекты они все равно всегда выигрывают от того, что они находятся рядом. И от этого я становлюсь лучше, и проекты становятся лучше, и мир становится лучше.

— То есть таким образом вы меняете мир, вы делаете его лучше, да, это я понимаю.

 — Ну да, ярче делаю, ярче, интереснее, эмоциональнее. Ну и пара таких примеров, которые я хотела бы привести. То есть я узнаю, я узнаю мечту человека, а дальше моя задача как продюсера таланта исполнить его мечту. Все. Очень простая схема на самом деле. То есть для кого-то она сложная, для меня она интересная, интригующая, простая. Пример №1 — режиссер Оксана  Харитонова сейчас мы много дружим, много работаем.

И она говорит, а я мечтаю снять рояль, который  будет  зимой, весной, летом, осенью  снят в разных красивых природных локациях. На что я  через два дня ей позвонила и сказала: Оксана, вот рояль и вот два клиента, которые готовы это оплачивать. Т.е. соответственно, я получаю два классных ролика с двумя клиентами параллельно. Она получает исполнение своей мечты. И вместе мы получаем совместный классный проект.

Как Вы его монетизировали-то , этот рояль? Это же не просто так. Здесь у нас у всех возникает этот вопрос . Ну понятно, нашли талант. Это ещё туда-сюда, как-то узнали его мечту… Как монетизировать-то эту мечту? Как Вы клиентов нашли на этот рояль?

 — Как монетизировать рояль?)) У нас в этот момент было два заказа. Один заказ был на свадьбу, второй заказ был на юбилей. И на юбилей 50 лет, там мужчина, у него была мечта — научиться играть на фортепиано. Соответственно молодожены хотели просто какой-то красивый ролик.

И я предложила абсолютно честно, я ничего не скрывала, я сказала: «Ребята, у нас есть такая идея, снять рояль весной, зимой, летом, осенью. Если мы снимем клип на двоих…» то есть у нас была такая идея снять, как он играет зимой, весной, летом, осенью, то была идея, что в случае с мужчиной он точно так же в разных местах играл на рояле, но потом этот ролик…этот ролик показывался как самое начало мероприятия, в конце ролика включался свет и он доигрывал эту мелодию на рояле в зале.

И я им показала выгоду, сказала: «Ребята, если мы берем это на двоих, то у нас и съемочная команда дешевле, во вторых транспортные расходы по перевозу этого рояля дешевле, в третьих, вот мы его купили за 20 тысяч рублей б/у-шный, давайте поделим пополам, вот вам 10 тыс. р, вот вам 10 тыс. р». Все я предложила, есть идея, есть рояль, есть выгода у каждого, что это будет дешевле и все счастливы.

— Друзья, смотрите вот она стратегия winwin в действии.  Представляете, вот так сложить в паззл интересы четверых участников, даже не человек, а целых команд, причем чтобы все были счастливы и довольны. Вот это интеграция. А если приглядеться, то в основе что? Простые вещи. Внимание к желаниям участников, к их мечтам, любопытство,  живой интерес, доброта, да-да. В итоге получается вот такая гениальная комбинация идей, целый мирокосм. Кстати, вы же знаете определение гениальности?  Как говорят, гении ничего не выдумывают, даже Пушкин или там Стив Джобс. Гений – это тот, кто умеет комбинировать уже готовые идеи так, как не делал еще никто до него.  Вот так-то. Оказывается, все мы можем быть гениальными. Учитесь, друзья.

 — Да. И вот еще как раз насчет одной мечты. Оксана с Ваней решили пожениться, и я говорю: «Оксана, я сделаю тебе свадьбуесли ты не будешь никуда соваться.

Вот и мы выбрали Сицилию, мы выбрали город Сиракузы, это потрясающий, очень красивый город, это белоснежная площадь, ну правда из белого мрамора, огромная красивая площадь. И Оксана любит Евгения Хмару. Музыку Евгения Хмары. Евгений Хмара — это известный на сегодня, сейчас в Украине пианист.

И так как свадьба у нас с небольшим бюджетом, она же для своих и его практически нет, но при этом есть Евгений Хмара и мне нужно уговорить его поехать со мной на Сицилию и при этом не просто поехал, а чтобы он не взял гонорара. Я говорю ему: «Женя, что ты хочешь?» Это мой любимый вопрос, он многих ставит в тупик, я говорю: «Женя, что ты хочешь», но Женю он не поставил в тупик. Он говорит: «Знаешь, у меня есть мечта, я хочу поиграть на всех площадях мира, на площади Гимн Украины». К моей большой радости тогда еще не было этого конфликта, но даже если бы он был, то я очень люблю Украину, очень.

И я договорилась с муниципалитетом Сиракуз, что они разрешили нам поставить рояль на центральной площади Сиракуз для встречи жениха и невесты. И нам мало того, что дали добро, нам содействовали во всем. Нам помогли найти рояль, доставить его на эту центральную площадь, и Евгений играл на этой центральной площади для начала композицию «Сказка», на основании…она была лейтмотивом всей этой нашей свадьбы. И на этой площади встретились Оксана и Иван.

И они не знали, где они встретятся, они вообще не знали, что будет происходить, то есть я гуляла с Оксаной по Сиракузам, Ваня гулял со своими друзьями по Сиракузам. И мы типа делали фотосессию. И когда мы дошли до этой площади до с одной стороны к ней уже подошел Ваня, он услышал звуки рояля и уже встал около этого рояля, а с другой стороны подошла Оксана и я сказала: «Оксана, иди». Она говорит: «Куда иди?» Я говорю: «Ну иди на музыку». Вот и она через всю эту огромную площадь шла навстречу к Ване, как она говорит, что она не видела ничего, она не видела ни площадь, ни людей, которых там было тысячи просто и она шла к нему, она говорит: «Я видела туннель. Я видела туннель и Ваню». Ну в общем вся площадь кричала «Угури», это по-итальянски было  «поздравляем». Вот, и это было очень красиво, необыкновенно красиво и было такое ощущение…

— Друзья, все ссылки и в том числе на этот прекрасный ролик, мы дадим на вебсарафан ру в разделе подкасты. Смотрите,  удивляйтесь и вдохновляйтесь.

 — Дария, вы работаете в VIP сегменте. Почему выбрали именно его?

 -Почему я именно в VIPе. Сначала я шла туда, потому что мне это было именно прикольно. Да, то есть условно, вот я простая татарская девочка, никто меня не знает, и я буду делать вот для этих небожителей. Ну и плюс я была голодна. То есть реально очень голодна, потому что мы ели одну картошку, жили в съемной квартире с крысами с двумя детьми. И мне нужно было выбираться вот из этого, вот из этого ужаса, в котором мы жили, мне нужно было просто каким-то образом выкарабкиваться. И самый быстрый способ был выкарабкиваться за счет больших бюджетов. Да, то есть я не стала по мелочи это делать, я стала идти ва-банк сразу же.

— Дария, расскажите про это. Как у вас так получилось. Вы в плохой квартире с крысами и двумя детьми и решили находить ВИП клиентов. Это же кажется невозможной задачей. Как можно найти их вот так сразу?

— Нет, на самом деле задача очень простая. Я вообще считаю, что не успех кроется в одном единственном, ну то есть есть одна причина. Причин может быть много, но одна самая главная, что есть люди, которые работают на процесс, а есть люди, которые работают на результат.  Вот я голоден, у меня есть двое детей, у меня есть крысы, которые ходят по моей квартире, у меня вообще нет денег.

Мотиватор такой.

 —  Да, и дальше не просто у меня нет и мне нужно. Вы можете просто поставить задачу — мне нужно просто есть, и тогда я пойду копать. Я пойду на стройку и скажу: «Ребята, я готова копать, потому что мне есть нечего, дайте мне лопату». И мне дадут лопату и я буду копать и тогда я пойду и куплю вместо картошки ливерную колбасу. Да, то есть моя задача — ливерная колбаса. И все. А если я говорю: «Вот я с крысами, с картошкой, двумя детьми, я не хочу так больше, мне нужна квартира в центре города и хорошая квартира.

Это очень простая задачка, очень, которая, как в школе мы решали — из пункта А выходит поезд в пункт Б. Вот пункт Б может быть ливерная колбаса, а может быть квартира в центре города в старом районе с видом на крыши.

Когда наше бессознательное понимает конкретную задачу финальную, очень быстро в вашей жизни начинает все происходить, потому что вы уже понимаете какие промежуточные шаги вы должны сделать. Соответственно время сокращается, то есть я хочу сделать вот это через год. Вот задачка. Задача внутри себя, бессознательному и сознательному, задача тому, что через год ты так не хочешь, ты хочешь жить в своей квартире.

Ну то есть это очень четко работает, когда вы точно знаете чего вы хотите. И вся вселенная, все вокруг понимают и всем все понятно. А когда вы не знаете, что вы хотите, когда вы делаете просто процесс ради процесса, наше бессознательное внутри нас, его главная задача — это безопасность. Потому что когда оно не знает куда идти, оно это воспринимает как опасность. И оно делает все, чтобы в вашей жизни ничего не произошло. Понятно я объясняю?

-Друзья, смотрите, что говорит Дария, и вспоминайте, что мы уже говорили в подкасте с Павлом Колодяжным. Наш мозг как самонаводящаяся ракета. Ваша задача – поставить ему цель, а дальше он все сделает сам и найдет все решения.  Так что правильно цельтесь. Как говорила Мери Кей, цельтесь в луну, даже если не долетите, окажетесь среди звезд.  И вот пример Дарии тому подтверждение, что надо целиться как можно выше.

Подкаст с Павлом Колодяжным вы найдете на вебсрафана ру в разделе подкасты.  И в конце этого подкаста на вебсарафане мы тоже дадим ссылку, чтобы вы могли его сразу найти.

— Как вы нашли первого клиента? Мне просто интересно.

 — Сейчас расскажу. Вот, я поняла, что мне это надо делать очень быстро, потому что у меня родился второй ребенок. И нужно было придумать, что я могу делать, кто я и что я могу делать. Я могу делать праздники. Дальше. Кто целевая аудитория, которая может дать много денег. Вот. Очень просто: я такой-то, я умею делать вот это. Дальше, кто моя целевая аудитория. Моя аудитория может быть любая — я могу делать шарики за 3000 рублей, но я не хочу делать шарики за 3000 рублей я хочу сразу много денег. Где много денег в праздниках. Сразу вопрос. Четкий вопрос опять же — где в праздниках много денег. В нашей стране, не только в нашей республике, но в нашей республике это усугублено, в Татарстане деньги на праздники только у крупных предприятий и только у политиков.

— Извините, что я перебиваю, то есть  у меня есть такое чувство, что вы сейчас механику рассказываете. Да? То есть вы на своем примере сейчас рассказываете механику, как по сути монетизировать свое призвание. Сначала мы определяем…

 — Сначала «кто я» и «что я могу». Нужно определиться — кто я. Ну и вообще в принципе перечень — что я могу. То есть в принципе. Ну то есть у меня есть книжка, давайте начнем с этого.

— Да, давайте про книжку говорите.

 — Да, у меня есть гениальная совершенно книжка, я могу смело об этом говорить. Знаете, как вирус эта книжка начала распространяться. Она называется «Включите сердце и мозги». И она посвящена как раз тому, как на своем хобби, своем увлечении на том, что я умею делать построить успешный бизнес. И родилась эта книжка на основе моей работы прямо научной работы можно сказать с огромным количеством творческих людей, которые в себе сомневались, ленились и так далее. Я поняла, что у меня есть уникальные методики работы с этими людьми. И это проверено, апробировано и так далее. Вторая проблема, почему эта книжка вообще родилась, это серьезнейшая проблема вообще нашей страны, это то, что основная  масса наших школьников идет на экономистов и юристов. Потому что это, очень большой процент, 90 с лишним процентов идут на экономистов и юристов потому что это престижно, потому что там деньги. Это бред. Ну это бред, бред, бред. Ну и получается, что люди с разными талантами все унифицированы под экономистов и юристов, идут работать в банки, а потом, потом…

Потом страдают, после 30 начинают себя осознавать.

 -В общем, первая проблема в том, что все  идут туда, куда не надо бы идти. Потому что это не их призвание. Есть люди, которые по призванию экономисты и юристы. Есть очень классные, да. Но их очень мало. Но их не так много, как 90 процентов, да? Вторая проблема в том, что остальные 10% идут на режиссера, музыканта, танцора, дизайнера и так далее. Идут туда, куда они хотят, по профессии,  их 5 лет учат-учат-учат, а потом говорят —  идите в свободное плаванье. А они не знают, что с ним делать. Они умеют рисовать, а как это продавать у них нет навыков. И получается, что у нас огромная страна несчастных людей. Ну потому что

— эти пошли не туда, а эти не знают как продавать.

 — А даже те, кто пошли туда, они не знают как продавать. И получается замкнутый круг. Что никто, ничего…нет, конечно, есть какой-то там маленький процент людей на своем месте и успешных, но в основном не на своем месте и не успешны. И это глобальная проблема страны.

-Друзья, сейчас мы попросим прекраснейшую Дарию Бикбаеву пройтись прямо по шагам, по ее вирусной методике открытия в себе талантов и превращения их в бизнес. Как понять, в чем вы талантливы? В чем ваше призвание? Что делать дальше? Как превращать это в работающий бизнес? Как искать клиентов? Как им продавать? Вот про это мы сейчас поговорим. Дария, давайте прямо по шагам пройдемся по этой методике. Самая большая проблема, как вы сказали, в том что люди даже не знают, что у них есть внутренний творец. Вы рассказываете, что с этим делать?

 Да, там есть много разных подходов. С разных сторон к этому можно подойти. То есть там есть 10 вопросов, на которые ты должен ответить, комплименты, которые тебе чаще всего говорят, в детстве чем ты увлекался. Ну то есть там есть такие вопросы, что потом садишься, анализируешь и смотришь где есть пересечения у этих ответов. И находишь какое-то зерно. Плюс есть еще очень простой метод, у меня вообще вся книжка основана на списках. То есть метод, на методе одного листочка. То есть если у тебя есть один листочек, ты можешь много чего в этом бизнесе сделать. То есть ты выписываешь на один листочек все, что ты любишь делать. Именно делать. Не то, что я люблю ходить в спа салон. А я люблю варить кофе, я люблю вышивать, я люблю рисовать, я люблю танцевать, я люблю общаться с людьми, я люблю проводить переговоры, я люблю составлять карты мечт,  я люблю делать подарки. Вот это я люблю. Прям всё подряд выписываешь я люблю.

— Друзья, все вот эти списки от Дарии Бикбаевой мы приготовили для вас в чек-листе. Скачивайте, распечатывайте и ищите с их помощью себя, свою страсть, свое призвание. Вы найдете чек-лист на вебсарафан ру в разделе подкасты.

 -Дальше нужно сесть, посмотреть на этот список и проверить его вот по таким позициям. Берёшь например позицию Я люблю делать подарки. И нужно, во-первых, чтобы ты действительно умел классно это делать.И это полезно людям. Нужно, чтобы вот это ваше полезное дело отвечало трем позициям: я это люблю, это полезно людям и я это делаю классно. У меня это называется метод ПУП, потому что это профессионализм, удовольствие, которое вы получаете от дела и польза, которую вы приносите. Если чего-то одного нет, ну, например, вы получаете удовольствие, вы это классно делаете, но это нахрен никому не нужно, простите за выражение. То, тогда это не может стать бизнесом.

Дальше нужно выбрать и все. Например, я решила, что я человек, который делает праздники. И я поняла, что большие деньги по моему вот этому продукту, который я умею делать. Праздник — это продукт, да? Этот продукт кто-то должен кушать, покупать и можно покупать БонАкву, а можно покупать Перье. И моя задача была, на самом деле и там, и там это H2O, правильно? Вопрос только в упаковке. И моя задача была создать Перье на своем рынке. То есть бренд серьезный, дорогой. Следующий вопрос, кто это Перье будет пить. То есть чиновники республики Татарстан.

— Ну то есть вы таким образом нашли ЦА, то есть сначала мы нашли продукт, а потом ЦА, которое бы удовлетворяло вашим требованиям.

 Единственное, что я в своей этой книжке назвала их не целевой аудиторией, потому что это понятное понятия для всех. Я бы это назвала — мой идеальный клиент. Что вообще надо сесть и точно так же как визуализировать машину, нужно визуализировать клиента. Это точно так же работает. Где он должен быть, где он работает, на чем он ездит, какие у него ценности. Этому не учит классический маркетинг, какие ценнности.

Ну да, там только социальные графы только описывают.

 — Да, а когда я составляла список своих клиентов, я тоже…это очень простой метод,  метод одного листочка опять же. То есть ты сидишь и пишешь имена людей, которые классно, что опять же есть твои клиенты, были бы твоими клиентами, завидных клиентов, потерянных клиентов. То есть ты вот просто представляешь, ну вот Иванов, да, он мне нравится. И я пишу вот Иванов, или Шаймиев. Нравится? О, да, нравится. И я пишу — Шаймиев, Медведев — нравится? Не нравится. Не пишу. Ну то есть понятна да, технология? Ну то есть список пишем уже существующих клиентов либо желанных клиентов. Написали. Потом села и подумала, что объединяет этих людей.

Я сидела долго, смотрела на этот лист и тогда я поняла, что их объединяют ценности. Да, то есть абсолютно все те люди, которых я написала на листочке для них важна семья и вообще это понятие. Что все мои клиенты, бедные, богатые, которые ко мне обращались, они все, одна из основных мотиваций, почему они обращаются, они говорят: «Я хочу поздравить свою маму, я хочу порадовать своих детей, я хочу поблагодарить родителей». Да, то есть мотивация она такая. Или я хочу, чтобы моим друзьям на моем празднике было хорошо.

То есть мотивация, ценности — это семья. Ценности — развитие. Когда ты понимаешь, что ценность  — это развитие. И у тебя такая и у них. Они тоже любят путешествовать, они любят развиваться, они любят учиться, он и любят…и кстати, все мои клиенты любят удивлять. Точно так же как и я. И я поняла, что мы объединены всеми этими ценностями.

И тем самым я нашла картинку своего идеального клиента. Для кого я хотела бы работать. На тот момент я не была такая умная, это я сейчас такая умная. Я просто определила, что это чиновники республики Татарстан. И дальше следующее. У нас есть «кто я», у нас есть мой продукт и дальше для кого он. И дальше самое сложное, как казалось бы. Как мне простой татарской девочке постучаться…

— Продать, да.

 — Да. Постучаться к Минтимеру Шариповичу Шаймиеву и сказать: «Исам эсес, ми нем Дария Бикбаева, я хочу праздник тебе делать».  Вот нет, так я конечно не смогла прийти, но я придумала. Опять же есть схема, как достучаться до самого завидного клиента. Нужно найти проводника. Когда мы идем в гору, мы берем проводника, который знает дорогу. В бизнесе тоже самое, всегда нужен проводник. Проводники в бизнесе, в моем понимании, вот есть проводники, есть муравейники.

Смысл в том, что нужно найти место, куда приходят эти люди, сами по себе приходят. Дальше нужно найти проблему этого места, которую вы  можете решить и проблему вашего клиента. То есть нужно найти 2 проблемы. Ну и на самом деле это очень простая штука. Потому что я нашла проблему на тот момент. Абсолютно все чиновники республики Татарстан, к ним приезжают гости.

Нужно его встречать. Он же в Казань летит. Нужно его красиво встречать, баловать. А на тот момент в Казани не было толком гостиниц, не было сувениров, не было элементарных пичмаков и вообще не было ничего и театр начинается с вешалки. А приезд в город начинается с трапа самолета. И тогда я поняла, что все крупные чиновники встречают других крупных чиновников через VIP зал аэропорта. Я пришла в VIP зал аэропорта и сказала: «Здравствуйте, а давайте мы будем у трапа аэропорта встречать почетных гостей очень красивыми девушками в очень красивых татарских костюмах с горячими пичмаками». Они говорят, ну у нас нет такой услуги, но у нас есть такой выход к трапу самолета и он стоит 1500 рублей.

Вот и получается, что я решила проблему аэропорта, потому что я решила проблему — вот этот большой поток выходящих и уходящих девочек к трапу. Но не я, конечно. И я еще решила проблему клиента, потому что вы представляете, что это такое, приезжает почетный гость, выходит с трапа и ничего не подозревает и вдруг видит в конце трапа красивую девушку с горячими треугольниками и оказывается, что она встречает его. Да, то есть понимаете, что это всегда очень приятное такое событие.

— Дария, давайте вернемся к механике.

 Вот и механика. Все просто. Есть я и есть мой продукт. Есть Клиент, которого ты хочешь. Найди где клиент тусуется. И реши две проблемы — проблему клиента и проблему этого места, в котором он тусуется.

-Друзья, смотрите, прямо пошаговая механика получается. Причем вся она основана на списках, что интересно. То есть вам нужен только блокнот или тетрадка и ручка.

 Шаг первый. Сначала надо разобраться, в  чем ваш талант. Вы записываете все, что вам нравится делать, все, за что вас хвалят, все,что вам нравится изучать. В общем, все, к чему у вас лежит душа и все комплименты, чтобы зафиксировать еще и обратную связь. Потом садитесь и начинаете искать во всем этом общий знаменатель, зерно, что-то общее.

 Шаг второй. Вы поняли, что вам нравится делать, добавьте к этому еще два параметра: что у вас классно получается и что полезно людям.  На этих трех китах будет строиться ваш бизнес: мне это нравится, у меня это классно получается, это полезно людям.

 Шаг третий: ответьте на вопрос: чью проблему вы решаете, кому это нужно?  Кто ваш идеальный клиент. И  заметьте, важное свойство идеального клиента, он должен быть близок вам по ценностям и по духу. Если для вас главное семья и развитие, а для человека  — главное, бабло, то это не ваш клиент. Ищите своих.

 Шаг четвертый: как попасть к своему идеальному клиенту? Как к нему достучаться? Особенно если это випы. Ищем проводника, как в горах. Ищем того, кто к нему приведет. Или ищем муравейник – место, где ваш клиент часто бывает и ему там хорошо.

 Шаг пятый: ищем две проблемы. Проблему клиента и проблему того места, где он бывает. Решаем эти две проблемы. Это можно сделать бесплатно, за свой счет, как угодно. Главное, что вы получили доступ к телу и сердцу клиента.

Вот так,  друзья. Просто до боли. Бери и делай.

 А я напоминаю, что мы сделали для вас чек-лист, который поможет вам не просто послушать подкаст, а немедленно начать внедрять услышанное, применять это в своей жизни и в своем бизнесе.  

 — Как вы собираете команду свою? Вот вы к примеру придумали решить эту проблему. В какой момент ее нужно начать собирать? И какая она должна быть?

 — Команды всегда разные. Моя уникальность в том, что я знаю очень много людей. Я под каждую задачу ищу. Ищу человека. Сначала моя задача как у продюссера, как у создателя этого проекта почувствовать его. Почувствовать этот проект, этих людей и понять кто для них может реализовать самый лучший проект. И тогда я начинаю действовать через, ну как правило это видео какое-то, через режиссеров сначала. То есть мы с режиссером прорабатываем идею, потом с этим режиссером мы подбираем команду.

— Получается, что вы под каждый проект ищете ключевого человека, который потом, понимая то, что нужно от проекта и людей в проекте, набирает всех остальных. Ну или вы вместе с ними набираете.

 — Ну смотрите, смотря какой проект. Если проект свадебный, то он состоит из очень многих моментов. Есть, например, дизайн свадьбы. И я понимаю, что в этот раз у нас, например, Гарич-Холл Краснодара. А Гарич-Холл Краснодара, это помещение с потолками высотой 10 метров, шириной я не знаю сколько метров, но он огромный. Это огромный ивент-ангар профессионально оборудованный, с которым ты что-то можешь делать. И при этом у меня, например, есть дизайнер, Юля Фомина из Москвы, которая делает потрясающие, сумасшедшие букеты. Но это букеты ювелирные. Она над каждым букетом работает сутки и создает вот этот букетик, который будет чудным -чудом. Вот попробуй эту Юлю Фомину брось в этот  ангар. Она с ума сойдет. Понимаете? Ну то есть нельзя этого делать. Ну либо наоборот. Человека, который привык работать с масштабами, а масштабы  — это крупные формы, ты должен понимать соразмерность формы этой в этом зале. Не просто поставить трехметровую композицию на двухметровый стол, а ты должен понимать как это будет по отношению к столу, к потолку, к полу и так далее. То есть человек должен видеть пространство и уметь работать с большими формами. Попробуй заставить вот этого человека делать ювелирный букет. Он с ума сойдет. И поэтому, чтобы у меня никто с ума не сходил под каждый проект, под каждое пространство я подбираю своего дизайнера одного ключевого и он уже набирает команду. И мы с ним вместе работаем по пригласительным, потому что все равно должен быть один руководитель по дизайну, по флористике, по декораторам, по деревянным каким-нибудь штукам. На каждом объеме работ есть свой главный. У меня потом нет задачи его контролировать. Я беру лучшего на эту профессию. Лучшего на этот объем.

— Дарья, нас многие в группе спрашивают, как избавиться от рутины. У вас пять бизнесов, четверо детей. При этом вы все успеваете. Очевидно, что у вас есть какой-то секрет, который позволяет вам не заниматься мелочами.

 -Первое и самое главное: нужно делегировать все, чем ты больше не хочешь заниматься. Это страшное слово «делегирование», я его называю «поделись работою своей», потому что у меня есть опять же в книжке и где угодно, правило одного листочка, когда ты начинаешь выписывать все, чем ты не хочешь заниматься. Как бы это страшно ни звучало, я больше не хочу сидеть в очередях, я больше не хочу заниматься документами, я больше не хочу составлять сметы. Есть какие-то необходимые вещи, из серии «я больше не хочу чистить зубы», все равно придется самому их чистить, но есть очень много вещей, которые, казалось бы, ты не можешь отдать, но потом оказывается, что можешь. И более того, ты не просто можешь отдать, а этот человек справляется с этой задачей лучше, чем ты. Классический пример нянь, многие категорически против нянь. Я считаю, что мама-мама должна быть до года, и то никто не отменяет помощника. Потому что, например, моя няня, последняя, которую мы брали с предыдущим ребенком, она не просто делала ребенку массаж каждый день, учила его плавать, читала ему сказки, она не спит ночами, ищет методики по тому, чтобы научить читать ребенка с 6 месяцев. Я не буду этим заниматься. Я считаю, что я классная мама, но я не такая мама, которая читает детям сказки с утра до ночи. Я засыпаю, когда читаю сказки, физически засыпаю, я не могу читать сказки

 — Друзья, помните, я говорила о том, что поняла, что не  успеваю все делать, все, что на себя взвалила и мне помогло делегирование. Я поняла, что есть вещи, которые просто не хочу или не вижу смысла делать  и наняла себе в результате ассистента. Про свою механику делегирования я расскажу в подкасте. Слушайте на вебсарафан ру в разделе подкасты в одном из ближайших выпусков.   

 Я во всех сферах ищу, действительно, человека, который по каким-то определенным критериям достиг. Ты видишь результат. Он похудел на 60 кг, вот он результат, он знает, как нужно худеть. Это есть результат, о нас рассказывают пакеты проектов. По пакету проектов вы можете нанять кого угодно: няню, уборщицу, человека, который будет вести вам социальные сети…

 — Пакет проектов – это механика, технология, которая в книжке у вас есть, да?

Пакет проектов – это то, что вы сделали, это ваше портфолио. Нас лучше всего продает то, что мы сделали. Мой пакет проектов мамы – это 4 ребенка. Еще важный момент, я окружаю себя профессионалами, и дальше я доверяю им полностью. У меня нет задачи контролировать флориста или контролировать няню или еще кого-то. Я не трачу на это ни время, ни силы, ни энергию.

Мои сотрудники никогда не сидят с 8 до 12 на работе. Нет такого. Ставится задача, ты должен с этой задачей справиться, где ты будешь с ней справляться, ты должен с этой задачей справиться, а где ты будешь это делать: в поезде, в самолете, на даче, где хочешь.

У тебя должна быть ответственность и ты должен с этой задачей справиться. С детьми то же самое, все мои рожденные дети, они сразу были взрослыми людьми, я к ним всегда относилась как ко взрослым людям, которые самостоятельно принимают решения. У нас нет такого, что мы встали и говорим: «Так все, Арслан, семья решила, что мы сегодня едем туда». Мы должны с Арсланом договориться, почему мы едем туда, он должен понимать свои выгоды, почему он едет туда, ему должно быть интересно. У нас нет слова «нельзя» ребенку, мы объясняем, почему.

 — То есть он должен быть ответственен сам за свои решения.

Если он говорит, что не хочет ехать в гости, а хочет остаться дома. «Не вопрос, Арслан, то есть ты не хочешь. У нас есть свои задачи. Мы едем туда. Ты тогда остаешься здесь, вот тебе комната, вот тебе еда, но имей в виду, смотри, там будет – раз-два-три, там будет много классного. Ты можешь это пропустить». У нас нет такого – так быстро оделся, мама сказала – слушайся маму. Не надо слушаться маму, нужно принимать самостоятельные решения. И также с сотрудниками.

 — Ольга Кирбабаева спрашивает. «Задайте вопрос от всех мам. Сколько нужно помощников, и каких, и какой должен быть распорядок дня, чтобы все это успевать. Если не сложно, давайте попробуем. Расскажите про свой распорядок дня.

-Вы знаете, у меня же беспорядочный распорядок дня. Но я абсолютно не пример. Я научилась управлять своей жизнью, сначала мне для этого были нужны серьезные инструменты, сначала мне нужно было себя дисциплинировать. Я читала, например, Глеба Архангельского, которого я очень люблю и считаю очень классной его методику, классный  ежедневник, классная книжка.  И на определенный момент меня это очень сильно дисциплинировало. По нему классно распределять, когда ты мама, когда ты жена, когда ты красавица, когда ты бизнес и так далее. Но там жизнь расписана по 15 минут. Она привела меня к тому, что вообще какие-то важные для себя вещи, такие как из серии – полететь к подружке на день рождения в Москве, подарить ей букет цветов, и потом вернуться обратно, я поняла, что этого не стало в моей жизни. Ему не стало место, не стало места воздуху. Тебе звонит человек и говорит: «Пойдем туда, там классный сегодня концерт». А ты ему говоришь – нет, я на концерт могу пойти

То есть это ужас. Когда я пришла к этому, я поняла, что, да, с одной стороны я стала очень эффективна. Если вопрос по эффективности, то читайте Глеба Архангельского – очень эффективно. Яна Франк – очень эффективно.

-Напоминаю, что все ссылки на книги, про которые мы говорим, на сайты, ресурсы и прочие полезности мы дадим на вебсарафан ру в разделе подкасты.

-Потому что у Яны Франк критическая ситуация: она заболела очень сильно и ей нужно было выживать. И она поняла, что у нее рабочего ресурса времени, исходя из ее болезни, из серии – полчаса в день. И за эти полчаса в день она должна быть максимально эффективной. И это крайний случай. А я работаю с бездельниками. С людьми, которые привыкли жить в свое удовольствие. С людьми, которые боятся потерять свою свободу, очень много там всяких страхов. И мне нужно было придумать методики, когда он абсолютно свободен делать все.

Плюс в мою жизнь вошло много вводных: сильно болеет моя подруга, ребенок, не знаю, когда проснется… Как я могу запланировать по 15 минут в день, если я не знаю, когда проснется мой ребенок.

 -А как тогда вы делаете, вы научились работать в промежутках?

-Я научилась работать с телефона, очень быстро. То есть сейчас я кормлю ребенка одной грудью, «другой рукой» я разговариваю с вами по скайпу. При этом я могу еще качать попу, то есть, есть тренажер, я могу сидеть и сжимать и разжимать ягодицы, утрирую.

Я научилась совмещать. Это самое главное. Это один из серьезнейших навыков – научиться совмещать. Например, когда вы едете в отпуск. Казалось бы, мы едем в отпуск с семьей, это святое, все, я отключилась, я еду в отпуск. Я отключилась – все классно. Но я, например, всегда узнаю, где есть классные площадки для эвентов, хорошая ли там кухня. И я запланирую там обед, чтобы с семьей все вместе там пообедали, и параллельно, пока несут эту еду, я сбегаю, посмотрю эту площадку, как из серии, ты руки пошел помыть, а я пошла не руки помыть и носик попудрить, а быстро за 10 минут посмотреть эту площадку. Более того, на этом обеде я договорюсь встретиться с каким-нибудь интересным фотографом, который живет в этом городе. И мы с ним вместе пообедаю,  и я узнаю еще дополнительно много информации, например, что происходит на свадебном рынке этого города через свадебного фотографа. Дальше концентрация. Тогда, когда нужно четко сконцентрироваться на одном каком-то процессе, тогда выделяется полчаса-час времени, смотря какой процесс, и я говорю: «Ребята, давайте, вы сейчас не будете меня беспокоить, мне нужно полчаса поработать этот проект». Я его поработаю, это отмечу, и дальше я свободна. То есть мой мозг не находится в хаосе. Я должна – я сконцентрировалась – и дальше я опять свободна. Очень важно, чтобы мозг не находился в хаосе. Потому что очень много сил и энергии уходит на то, чтобы «Ааа, еще вот это не забыть, еще это сделать, еще вот это я обещала, еще тут у меня миллион проектов». У меня все в списках, у меня все это лежит, когда у меня высвободилось свободное время, я поняла: о, у меня ребенок сегодня неожиданно полдня спит. Вот когда он спит, я взяла и сделала.

А что касается списков, это очень простая методика, самая простая, на чем вообще в принципе основана книжка. Эта методика – 80% успеха и книжки и бизнеса. Если просто овладеть списками, то вы не представляете, сколько времени у вас сразу высвободится. Она заключается в том (это все очень просто), нужно просто писать все в списки, и все. Сейчас я приведу пример. Представьте себе гардероб. Вас сколько человек в семье живет?

Три. Я и двое детей.

-Представляете, что вы и двое детей в течение месяца приходите, одеваетесь в одежду и не развешиваете по полочкам и вешалкам, а просто бросаете на пол в гардеробе. Просто бросаете. Сегодня что-то надели – бросили, завтра надели – бросили. И так месяц происходит. И через месяц мы такие встали все втроем около гардероба и думаем, а где мне найти трусы в розовый горошек, колготки в сиреневую полосочку, и вообще, где здесь чье. Примерно то же самое происходит у нас в голове. Этот месяц гардероба происходит у нас в голове. Когда мы думаем: «Блин, надо не забыть сегодня заехать туда, позвонить вот этому, сделать вот это

И в голове у нас находится полный хаос и на этот хаос, чтобы его разобрать уходит очень много энергии, потому что голова все время находится в режиме шока. Во-вторых, уходит много времени, чтобы найти. Например, вы пришли в книжный магазин, и вам нужно найти книжку, которую вам когда-то посоветовали,

и начинаете искать и в итоге либо не покупаете нужные книжки, либо покупаете, но потратили на это 40 минут, для того, чтобы найти весь список книг

В моей методике все очень просто: тебе посоветовали книгу, у тебя есть список книг, где угодно, в ежедневнике… вообще лучше в электронном виде. У меня айфон давно уже заменил все мои гаджеты, которые существуют. То есть заметки, простейшие банальные заметки в айфоне. Вы называете заметку «Книги» и вносите туда сразу, книгу, фильм, музыку, сразу же вносите. Или хотите вы посмотреть в интернете, вам посоветовали интересного человека, статью или еще что-то. Вот прямо список так и называется «Посмотреть в интернете». Вы не можете сейчас посмотреть. Но когда у вас ребенок уснул на 5 часов, вы как раз заходите в список «Посмотреть в интернете» и он у вас уже готов.

и в заметках их искать очень просто: там есть поисковик, вы по ключевому слову пишете книги и они вылезают сразу же, например, стихи.

Электронные варианты и электронный поисковик очень быстро решает эту проблему.

 -А долгосрочные цели какие-то пишете? Например, на год вперед или как-то.

У меня есть моменты, такие условно переломные в моей жизни

Это как перед новым годом, мы загадываем желание, вот у меня есть такие переломные моменты в моей жизни. Я обычно сажусь и пишу, что я хочу в этом периоде достичь, какой бы для меня был классный результат вдохновляющий от новой жизни здесь или от нового проекта здесь.

Я очень люблю это делать на новую луну. Просто я знаю, что новолуние, надо бы помечтать. Что я хочу?

 -А эти цели как-то к датам привязаны? Или вы просто их записали и знаете, что они у вас такие есть?

-К вопросу о сроках… это тоже очень классный вопрос к вопросу эффективности. Есть два вопроса, которые нужно себе задавать для того, чтобы эффективно жить и успевать много-много. Очень простые вопросы: один вопрос «зачем», другой вопрос «когда». Зачем – это как раз таки, чтобы ваша жизнь не превратилась в этот процесс бесконечный – зачем вы это делаете, зачем я сегодня пойду встречаться с Машей, которая каждый день выносит мне мозг, что ее муж дурак. Это я к примеру говорю. Если вы понимаете, зачем – идите. Не понимаете – не идите. Скажите Маше – я больше не пойду.

И второй вопрос – когда. Это очень эффективная методика. Тогда, когда ставить себе конкретные даты, но просто себе ставить конкретные даты – это бесполезно. Это, знаете, поставил и забыл – называется. Поэтому я поняла, почему я в эвент бизнесе, то есть я не могу сказать клиенту: «Извините, у вас день рождения будет не сегодня, а давайте мы сделаем его через месяц, потому что у меня было плохое настроение, и я была не готова». Я специально себе придумала такой бизнес, когда дэдлайн есть всегда. Что касается моей личной эффективности, есть такая очень классная методика, она называется «Прилюдное обещание». Круче не бывает. То есть я сижу и придумываю. Я придумала фестиваль в Питере. Он будет когда – звоню, нашла площадку, нашла дату, заявила, вот «тогда». Потом, когда уже пошла работа, я думаю: «Зачем я это сделала, нафига мне это нужно». Но уже написала, люди уже пять билетов купили, и  я думаю: «Эти пять билетов купили, а мне так не хочется ничего делать, я вот тут на море сижу у себя в Испании, вот у меня тут солнце, я бы пошла позагорала, а вместо этого я должна сидеть и этим заниматься».

Но деваться-то некуда. И мой внутренний перфекционизм все равно сделает так, чтобы этот фестиваль состоялся и состоялся очень круто. И так состоялся первый мой фестиваль Total Soul.

Когда я придумала написать книжку и поняла, что опять же вопрос эффективности, я поняла так: нужна книжка, я могу написать вот это, как раз есть проблема, у меня есть методики, я могу написать. Я могу писать сто лет. Более того, я могу написать и издать ее сама, и кому она будет нужна. То есть это неправильно, и нужно найти самый эффективный способ.

Это как к вопросу о чиновниках: когда – тогда. Какой самый эффективный способ? Самый эффективный способ – это «Манн, Иванов и Фербер». Это самое лучшее издательство, которая читаю для моей аудитории. Их книжками я зачитываюсь, это самый лучший бренд. Я хочу выпустить книжку в «Манн, Иванов и Фербер» во что бы то ни стало. И когда? Вот тогда! Что мне для этого нужно? Есть у меня какой-то контакт – Дамир Халилов. Он понимает, кто я такая, он может меня порекомендовать. Второе: что я могу сделать – я могу сделать презентацию о себе, то есть мой бекграунд, сколько у меня подписчиков, где я выступала, что у меня есть, чтобы издательство было заинтересовано со мной работать. Соответственно одна рекомендация, плюс мой портфель проектов дали сразу результат. Я сама попросила подписать с издательством договор о сроках сдачи книжки. Я, мало того, обещала, плюс попросила ограничить мне сроки, конечно же, я их просрочила, потому что я слишком была самонадеянна. Я думала, что это очень легко написать книжку, как все легко мне дается в жизни. Но это только кажется, что легко, просто когда легко относишься, вроде бы легко дается. Но книжка далась очень тяжело, я просрочила сроки, но, тем не менее, все предыдущие действия, которые я сделала, они не дали мне возможности сдать назад и не сделать это вообще. Потому что издательство уже ждало, Марина, волшебная абсолютно, добила меня, только благодаря ей вышла книжка, потому что, как только я затухала и думала, что это нафиг никому не нужно, Марина пишет письмо: «Дария, моя подружка прочитала три главы, у нее изменилась жизнь и т.д.». И опять все заново. Поэтому, благодаря этому волшебному человеку, в моей жизни появилась эта книжка, и появится еще и не одна.

Техника «принародного обещания», либо техника «спора», то есть давайте поспорим, заключим пари. Мы заключим пари, что, например, кто из нас будет круче. Это игра, игра с другом. Тоже очень хорошо работает на результат.

 -На деньги?

-Неважно. Можно как в детской игре в петуха, нужно было встать на стол прокукарекать. Все, что угодно. То есть это заключается пари из серии – на слабо. Тебе жалко расстаться с деньгами, ты не хочешь с ними расставаться, и включается еще этот эффект игры. Когда 10 человек, или два или три человека договариваются с тобой о чем-то. Давай вместе худеть, например, кто больше худеет, тот забирает тысячу евро, по 500 евро скидываемся. И тут получается, что и приз получаешь и одновременно внутри у тебя есть – ты хочешь быть победителем, вопрос даже не приза, а сам факт, что ты выиграл. И ты начинаешь худеть, тебе деваться некуда, потому что ты: а) прилюдно обещал, б) поспорил с другом. Важно, чтобы об этом еще кто-то третий знал, чтобы знали люди другие, потому что они начинают наблюдать, это тебя подстегивает еще больше.

 -Но это в соцсетях сейчас делается.

-Это и называется «прилюдное обещание». Это очень классная технология.

 -Дарья, какая книга вас однозначно изменила к лучшему, и вы ее рекомендуете к прочтению нашим предпринимателям.

-Я очень рекомендую «Клиент на всю жизнь», это одна из главнейших. Это бестселлер Мифа, одна из главных книжек, с чего они начинали, и до сих пор продающихся. Это книжка как раз изменившая отношение к тому, что… Она написана от имени автора, который владеет автомобильным салоном. Когда я ее читала, казалось бы, где я, и где автомобильный салон, нафига мне вообще это нужно. Я столько полезного нашла для своего бизнеса в этом автомобильном салоне, что эта книжка перевернула мое отношение к тому, чему нас учит жизнь. Можно прекратить учиться в этих учебных заведениях по пять лет, а можно просто каждый день учиться у жизни, у других бизнесов. И этому очень круто учит эта книжка. Я научилась просто смотреть по сторонам, что, например, лавка, продающая мясо у меня внизу, она может меня этому научить. Почему у них очередь? Я задаю себе этот вопрос и начинаю изучать. Что же они такое делают, почему у них очередь. Или наоборот, почему рухнул вот такой то бренд, сильнейший бренд, и рухнул. Даже на экскурсиях, когда я гуляю… почему рухнула Римская Империя, или наоборот, почему они столько лет правили миром и до сих пор их архитектура осталась в наследство, и я ищу эти секреты для сегодняшнего бизнеса. Я задаю вопросы экскурсоводам с точки зрения того, как это можно принимать в сегодняшнем бизнесе. Этому научила меня эта простейшая книжка, она дала такой сумасшедший эффект.

И вторая книжка, которую я очень рекомендую, которая тоже перевернула мое отношение к бизнесу – это «Стратегия голубого океана». Тоже не помню автора.

 -Это прямо классика.

-А самая-самая первая, которая была моей книжкой, которая изменила меня это «Бизнес в стиле фанк», я не знаю, какое сейчас бы она на меня произвела впечатление. Но это был первый мой переломный момент, потому что я думала, что все книжки по бизнесу это книжки для умных людей. А я не умная.

И я купила эту книжку «Бизнес в стиле фанк», пришла домой и поняла, что я, оказывается, тоже могу думать о бизнесе.

 — Друзья, напоминаю, что все ссылки на книги, ресурсы, все интересное и полезное, о чем мы здесь говорим, мы дадим  на вебсарафан ру в разделе подкасты. Также мы приготовили для вас чек-лист, который поможет вам внедрить все услышанное, не откладывая.

 И последнее. Дайте нам напутствие, чтобы мы также как вы вдохновнялись и двигались вперед.

-Одно из самых главных: нужно жить в удовольствие, нужно, действительно, получать кайф от жизни, прямо очень классно жить, смакуя каждый день, каждое дело, которое ты делаешь. Я очень долго относилась к этому так, что работа – это тяжело, воспитывать детей тяжело. Как только я поменяла отношение и поняла, что воспитывать детей это круто, так классно, оказывается, делать всякие разные проекты.

 -Это вы к какому ребенку поняли? К третьему или к четвертому?

-К третьему, наверное.

 -Наверное поэтому я еще не доросла.

-Тут вопрос не в количестве детей, тут вопрос, может быть, в возрасте или во времени, которое ко мне пришло. Я вдруг поняла, что деньги платят не за то, что ты копал, а просто они неожиданно тебе даются за то, что ты очень классно что-то делала в свое удовольствие. Это наверное был один из таких важных переломных моментов в моей жизни, что можно действительно реальный кайф получать от этого процесса, но и очень важный момент – нужно любить все: любить то, что делаешь, любить тех, для кого ты работаешь, с кем ты работаешь, любить где ты живешь, как ты живешь, любить каждый свой день и это наверное ключевое.

 -Вот такой замечательный, добрый вдохновляющий подкаст у нас получился с удивительной Дарией Бикбаевой, мамой 5 бизнесов, 4 детей, провокатором бизнес-творчества и человеком, меняющим жизнь и людей к лучшему.  Теперь у вас в руках подробная механика, как открыть свой талант и свое призвание и как монетизировать его. Напоминаю, что мы приготовили для вас чек-лист, который поможет вам сразу начать действовать.

А герой нашего следующего подкаста Артем Агабеков, создатель Фабрики окон и агентства Адвентум, Одна из его стратегий делать не так как все. Именно так он смог поднять свою фабрику окон. Первым на рынке пластиковых окон он использовал яндекс директ. И это сработало.  Артем  — сторонник философии искреннего бизнеса, он считает, что главное сделать так, чтобы клиенты захотели сами возвращаться к тебе снова и снова. А еще он нанимает в команду лучших сотрудников и создает для них все условия для роста, для того, чтобы им было хорошо.

Напоминаю, что у нас вовсю, до 20 ноября,  идет инста-саммит и вы еще успеваете присоединиться к онлайн-участию. А если захотите послушать то ,что пропустили, можно купить записи.  Целых 15 часов реальных кейсов и практических инструментов. Всем участникам живого мероприятия, а также купившим записи мы дарим бонус— видео от Арпине «Как привлекать звезд: так, чтобы они расшаривали ваши посты».

 

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями!